Главная » Тема дня »

Почти 80% заемщиков приходят в микрофинансовые организации, уже имея банковский кредит

Почти 80% заемщиков приходят в микрофинансовые организации, уже имея банковский кредит

По данным совместного исследования Объединенного кредитного бюро и сервиса онлайн-кредитования E-zaem, 74% клиентов микрофинансовых организаций, которые обращаются за первым микрозаймом, уже брали кредит в банке.

По статистике, почти 60% впервые обратившихся в МФО россиян имели кредиты наличными, около 40% – кредитные карты. Для таких клиентов сроки между кредитом и первым микрозаймом оказались самыми короткими. Заемщики, получавшие кредит наличными, пришли в МФО в среднем через 14,5 месяца после получения кредита в банке, а владельцы кредитных карт – спустя 15 месяцев.

Менее 1% заемщиков получали автокредит, ипотеку или кредит с обеспечением, рассказывает директор по маркетингу сервиса онлайн-кредитования E-zaem Сохиб Джураханов: «Почти треть заемщиков брали в банках кредиты на суммы до 20 тысяч рублей, что сопоставимо со средним размером займа до зарплаты (около 12 тысяч). 27,5% заемщиков брали кредит на сумму от 20 до 50 тысяч рублей (средний размер займа с постепенным погашением составляет около 30 тысяч). 17,6% заемщиков получали кредиты на сумму от 50 до 100 тысяч рублей, и 25,3% – на сумму более 100 тысяч».

На этапе становления микрофинансового рынка первые офлайн-игроки активно выдавали займы кредитным новичкам – так  они тестировали скоринговые системы и накапливали необходимую статистику. Впоследствии все больше средств стали занимать через интернет, поэтому наличие кредитной истории теперь является одним из основных факторов оценки заемщиков. Как правило, клиенты с кредитной историей заведомо лучше тех, кто ее не имеет.

Однако МФО финансируют и последних, используя поведенческий скоринг и скоринг по социальным сетям, делится своим мнением финансовый омбудсмен республики Валерий Шарипов: «Это использование других показателей: определение экономической активности в информационных системах, то есть в интернете, наличие либо отсутствие истории заказов в интернет-магазинах, порядок оплаты. У меня есть также данные, что некоторые микрофинансовые организации в качестве основания для проверки кредитоспособности заемщика анализируют количество времени, потраченного на заполнение заявки по получению займа. Мы понимаем, что хеджирование рисков, в основном в микрофинансовых организациях, осуществляется за счет притока заемщиков, которые либо не имеют кредитной истории, либо испортили ее в результате займов».

Кроме того, эксперт отмечает: в ситуации снижения реальных доходов населения многим заемщикам становится сложнее обслуживать имеющиеся кредиты, поэтому часть из них обращается за займами в микрофинансовые организации для внесения очередного платежа по банковскому кредиту. По данным исследования, за прошедший год доля таких клиентов выросла с 15% до 23%.