Главная » Тема дня »

Почему свидетельство на госрегистрацию прав до сих пор требуют некоторые организации, и законно ли это?

Почему свидетельство на госрегистрацию прав до сих пор требуют некоторые организации, и законно ли это?

Многие организации республики по-прежнему требуют свидетельство на госрегистрацию прав, несмотря на то, что с октября прошлого года все банки, страховые компании и нотариусы должны при оказании услуг самостоятельно запрашивать необходимые сведения, содержащиеся в любых государственных реестрах, не перекладывая эту обязанность на своих клиентов. Напомним, с 15 июля на территории страны не выдаются свидетельства о госрегистрации права, подтверждающие произведенную регистрацию прав.

Начальник отдела правового обеспечения управления Росреестра по республике Сергей Мережников поясняет: выдаваемое ранее свидетельство лишь подтверждало факт проведения государственной регистрации права, однако сведения, содержащиеся в нем, актуальны только на дату регистрации, поскольку уже на следующий день эта недвижимость могла получить новую регистрацию или, например, попасть под арест, залог. Поэтому процедура отмены свидетельства, по мнению эксперта, прошла без проблем.

Говоря о ситуации, когда свидетельство до сих пор требуют те или иные организации, Сергей Мережников рассказывает следующее: «Структуры, которые истребуют свидетельство, не исполняют нормы федерального закона государственной регистрации прав. В этом случае необходимо гражданам и клиентам, которые обращаются за оказанием тех или иных услуг, напоминать сотрудникам, а также при возникновении спорных ситуаций обращаться с письменными заявлениями либо жалобами уже в соответствующие государственные органы, чтобы принимались какие-либо меры и исполнялись нормы законов, как это и требуется сегодняшними нормами».

Единственным подтверждением права на объект недвижимости является запись в Едином государственном реестре прав. Чтобы получить выписку из него, можно обратиться с заявлением в МФЦ или направить запрос почтой. Сведения из реестра можно получить, воспользовавшись электронным сервисом на сайте Росреестра.

Требовать свидетельство сейчас – это незаконно, отмечает руководитель Ипотечного бюро Камила Фазлыева: «Поскольку свидетельства уже не выдаются, соответственно, и просить уже нечего по вновь зарегистрированному праву и по более ранним. Вообще, как таковое свидетельство о праве собственности не нужно, если есть на руках выписка. Более того, свидетельство о праве собственности теряет свою актуальность на следующий день после его выдачи. И если банку нужны данные о правообладателе на объект, о наличии арестов, обременений, он просто обязан заказать выписку. Но даже крупные банки просят свидетельство, которым, казалось бы, закон прекрасно известен. Это просто менеджерам не сказали, как надо работать, и они просят. Я думаю, они руководствуются старым перечнем документов, в котором написано свидетельство о праве собственности. Скорее, это от некомпетентности».

Предполагается, что изменения в закон позволят защитить граждан от мошенников на рынке недвижимости, которые предъявляют покупателю поддельные или просроченные документы на жилье. Управление Росреестра рекомендует перед совершением любой сделки с недвижимостью получать свежую выписку из ЕГРП, содержащую подробную и достоверную информацию об объекте: фамилия, имя, отчество правообладателя, описание объекта, сведения о зарегистрированных правах на него, ограничениях (обременениях), правопритязаниях, наличие судебных споров и т. д.