Главная » Тема дня »

Онлайн-кассы: кто должен предоставлять чек покупателю – предприниматель или платежный сервис?

Онлайн-кассы: кто должен предоставлять чек покупателю – предприниматель или платежный сервис?

С 15 июля этого года действует закон об онлайн-кассах. Он обязывает розничных продавцов применять их при расчетах с покупателями. Со следующего года такая обязанность затронет почти весь бизнес – как малый, так и крупный.

Главный смысл работы онлайн-касс заключается в том, что данные по пробитым чекам будут отправляться на сервер налоговой службы. Передавать информацию нужно через операторов фискальных данных, с которыми каждому продавцу требуется заключить соответствующий договор. В связи с этим возникает ряд вопросов. Например, как предприниматели будут осуществлять операции через сервисные платежи? Комментарий одного из членов регионального отделения «Опоры России»: «В республике 58 тысяч предпринимателей, которым необходимо будет перейти с 1 июля 2017 года именно на онлайн-кассовое обслуживание. Тогда представителям налоговых служб задали вопрос: «Как быть, когда оплата будет производиться непосредственно через Яндекс.Деньги?». Они не смогли ответить».

Представители Яндекс.Денег так ответили на этот вопрос. Рассказывает куратор развития платежного бизнеса компании Александр Куроптев: «Действительно, если раньше, например, интернет-магазин мог находиться в облаке, и когда у предпринимателя было все автоматизировано – поставки, отгрузки, продажи, он мог жить в Таиланде и вообще не иметь никакой инфраструктуры у себя в офисе или в квартире, то сейчас ему потребуется куда-то поставить кассу и следить за тем, чтобы она всегда была подключена к электричеству, к интернету. Если у него этот аппарат стоит дома, и вдруг интернет пропал, – все, его продажа стоит. То есть нужно выезжать из Таиланда, ехать домой, открывать квартиру. Но как сделать так, чтобы чек прилетал или платежная информация из сервиса, например, Яндекс.Денег? Сейчас готового ответа, наверное, на этот счет нет. Мы работаем, общаемся с производителями техники, чтобы максимально упростить этот процесс для наших клиентов, для того чтобы максимально снять с них эту боль».

В сети все чаще появляется информация о том, что обязанность по отправке чеков будет лежать не на предпринимателях, а на сервисах по приему платежей, продолжает Александр Куроптев: «Мы с нашими юристами считаем немного иначе и сейчас тоже консультируемся с налоговой на этот счет. Дело в том, что в законе есть следующие понятия: во-первых, чек выдает тот, кто принимает деньги, но есть исключения. Кредитные организация и РНКО (мы являемся расчетной кредитной организацией) избавлены от необходимости пробивать кассовые чеки и выдавать их клиентам, то есть мы являемся просто техническим инструментом для связи между покупателем и пользователем. Здесь уместна аналогия с офлайн-оплатой на кассе, когда есть какой-то эквайринговый терминал от банка: ты платишь карточкой, но чек тебе выдает магазин, а не банк. Здесь то же самое».

Напомним, некоторые организации и ИП уже протестировали онлайн-кассы в рамках пилотного проекта, проходившего в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Налоговики сочли его удачным и посчитали, что внедрение онлайн-касс в магазинах по всей стране позволит вывести из тени продажи, которые продавцами никак не фиксируются. Как следствие, бюджет недополучает налоги.