Главная » Тема дня »

На полке нужно конкурировать: на прилавках республики мало собственных овощей

На полке нужно конкурировать: на прилавках республики мало собственных овощей

При относительной самообеспеченности Башкирии местными овощами далеко не вся фермерская продукция попадает на полки республиканских магазинов. В регионе производится более 1 млн 130 тысяч тонн картофеля и 366 тысяч тонн овощей. Однако на этом рынке сегодня представлены американская и европейская компании.

Покупателей не всегда интересует, где именно произвели продукт. Зачастую приобретают то, что устраивает по качеству, цене и внешнему виду. Чтобы республиканской продукции в торговых организациях было больше, нужна правильная упаковка. Об этом говорит исполнительный директор Башкирской торговой ассоциации, заместитель директора ГБУ «Испытательный центр», руководитель проекта «Продукт Башкортостана» Александр Ковтуненко: «Очень часто задают вопрос: почему наши производители не могут попасть на полки магазинов? Здесь нет однозначного ответа, но есть ряд проблем, не решив которые, попасть на полку очень сложно. Это вопросы, связанные с упаковкой, логистикой, доставкой до магазинов и качеством самой продукции».

Торговля руководствуется пожеланиями покупателей, и современная действительность диктует свои условия. По словам Айрата Хабибуллина, представителя сети кафе-ресторанов, огромное количество картофеля употребляется ресторанами в полуфабрикатах. О необходимости современной переработки и упаковки продукции в республике рассказывает председатель экспертной группы по маркетингу при БТА Максим Максимов: «К сожалению, для торговых сетей наши производители зачастую предлагают товар не в том виде, в котором хотел бы его видеть покупатель. Уже давно есть специальная упаковка для овощей, многие из них продаются мытыми и в упакованном виде. Покупатель сейчас смотрит на все это в объеме, поэтому берет продукцию, которая завозится. Я думаю, все предприниматели это понимают, но не могут скооперироваться: фермеру сложно выйти на рынок с такой продукцией, потому что это требует значительных вложений в оборудование – моечное, упаковочное, а также в разработку брендов. Поэтому нашим предпринимателям необходимо кооперироваться, тогда у них есть шанс выйти на рынок. Производители часто не уделяют большого внимания маркетингу. На полке нужно конкурировать».

Напомним, по количеству выпускаемых овощей Башкирия находится на 13 месте в России. Республика полностью обеспечивает себя огурцами, морковью и луком. Большая часть производимых овощей приходится на долю личных подсобных хозяйств (70%), далее идут сельскохозяйственные предприятия (21,7%) и крестьянско-фермерские хозяйства (8,3%). Одной из серьезных проблем в развитие овощеводства Башкирии остается дефицит сезонных овощей. Комментирует министр сельского хозяйства республики Николай Коваленко: «Мы планируем, что к 2020 году обеспеченность увеличится на 20-25%. Это не будет стопроцентная обеспеченность, потому что есть сезонные овощи, есть экономика производства в разный сезон. Но если мы с вами доберем хотя бы 25%, это уже будет серьезным показателем для республики».

Как отмечают эксперты, новая площадка на базе оптово-распределительного центра «Зур-Базар» может в дальнейшем наладить линию по переработке и упаковке овощей. Уже сейчас компания совместно с Союзом овощеводов Туймазинского района занимается организацией схемы переработки. В планах на базе площадки ОРЦ объединить фермеров с небольшими объемами производства и создать логистику.