Главная » Тема дня »

На корм скоту: в Башкирии увеличивается количество непроданного хлеба

На корм скоту: в Башкирии увеличивается количество непроданного хлеба

За год сетевые магазины вернули на хлебозаводы республики продукцию на общую сумму 40 млн рублей, такие цифры озвучили представители хлебопекарной отрасли. Заместитель директора по экономике «Октябрьского хлебозавода» Роза Ханнанова привела в пример свое предприятие, в котором объем возврата растет с каждым годом: «В 2009 году 1%, в этом году – уже ближе к 6%, то есть шестикратное увеличение возврата, при падении производства на 40%. Что можно говорить о качестве, рентабельности, финансировании, инвестировании, о каком-то повышении заработной платы? Мы, конечно, чтобы выжить, пытаемся с каждой торговой сетью найти общий язык. Вы знаете, я просто экономист, я заполняю цифры и вижу процент возврата, но если прийти в цех и увидеть эту гору продукции, это даже физически больно. Это столько затрат, это столько труда, это обременение на все хлебокомбинаты».

Весь непроданный товар хлебозаводы вынуждены отдавать на корм скоту. Председатель Союза пекарей республики Айрат Сафаров считает, что 40 млн рублей фактически выбросили на помойку, хотя на эти деньги можно было поднять зарплату рабочим: «А ведь 40 миллионов – это практически четыре туннельные мощные печи. Вот что мы выкидываем на помойку – мы свое перевооружение выкидываем, я уже не говорю о том, что там зарплату могли поднять на 15-20%. Там и этого не могут сделать. Возвраты растут и растут. И даже когда в прошлом году мы сети, вроде бы, допекли, и они начали говорить: «Ребята, давайте посмотрим, начнем работать по новому закону, первый квартал пусть покажет, как мы работаем по возвратам», – уменьшения не произошло».

Исходя из цифр по годовому объему возврата, начальник экономического отдела предприятия «Уфимский хлеб» Валентина Шобухова приходит к выводу, что целый месяц завод работает впустую, производя 1 тысячу тонн продукции в никуда.

Хлебозаводы зависят от сетевых магазинов, поскольку почти 70% товара продается через них, считает председатель Союза пекарей республики: «Когда вы продаете продукцию через сети, а все сети работают одинаково, получается, что вы полностью от них зависимы. Стоит потерять одну сеть, это близко к краху для каждого предприятия, и они это прекрасно понимают, «нагибают» все хлебозаводы, все договора под их диктовку. В этих договорах нет ни одного пункта, по которому сеть несла бы какие-нибудь штрафные санкции. А хлебозаводы, начиная с недопоставки, за что угодно, за качество – одни штрафы. Мы неравноправные, и вот это неравноправие, к сожалению, закон 273, который был принят, не убрал. Мы так и остались в подчиненном положении, склоненными перед сетевыми магазинами».

Из-за требований сетевиков хлеб на полки магазинов попадает лишь через 8 часов после выработки, признается директор по продажам Уфимского завода № 7 Татьяна Филонова. Предприятие само выходит с предложением о поставке горячего хлеба, чтобы хоть как-то поддерживать продажи сетевых магазинов.