Главная » Тема дня »

Минпромторг хочет вернуть на улицы ларьки

Минпромторг хочет вернуть на улицы ларьки

Минпромторг России намерен вернуть на улицы ларьки, сообщил «Российской газете» заместитель главы ведомства Виктор Евтухов. В конце 2018 министерство внесло в Госдуму законопроект о развитии стационарной и малоформатной торговли. Чиновник надеется, что его примут уже в этом году. Сегодня на крупные торговые сети приходится около 30-40% рынка, однако производителей, желающих представить свою продукцию, гораздо больше, чем самих магазинов. «Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с развитием ее в других странах, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах», – отметил Евтухов.

Инициативу Минпромторга поддержали в Ассоциации компаний розничной торговли. Ее представитель Роман Черниговцев полагает, что идея министерства поспособствует гармоничному развитию рынка: «Безусловно, и сетевые магазины, и малоформатная торговля найдут своего покупателя. Индивидуальный предприниматель, с киоском или автолавкой, будет также востребован у покупателей, особенно там, где сетевая торговля недостаточна развита. Кроме того, мелкому производителю промышленных или продовольственных товаров зачастую удобнее и правильнее просто по формату своего бизнеса, своей бизнес-модели взаимодействовать с малоформатной мобильной торговлей, нежели с торговыми сетями, поскольку требования, которые сетевики предъявляют своим поставщикам, не всегда могут быть выполнены малым бизнесом».

Между тем, сами федеральные сети идут навстречу мелким производителям, крупные игроки вроде «Магнита» и «Пятерочки» готовы предоставить малому бизнесу в аренду часть торгового пространства для открытия собственных точек. Формат «Shop-in-Shop» выгоден обеим сторонам: ритейлеры получают дополнительный поток клиентов, а местным производителям, особенно тем, у кого малый ассортимент товаров, не нужно открывать отдельный магазин. Как сообщали нашему корреспонденту в X5 Retail Group (владеет торговой сетью «Пятерочка»), программа субаренды действует с 2013 года. На сегодня с «Пятерочкой» сотрудничают почти 5,5 тысячи партнеров, которые запустили свыше 30 тысяч собственных торговых точек. Наиболее активно в программе участвуют именно представители малого и среднего бизнеса – около 3 860 индивидуальных предпринимателей.

Роман Черниговцев замечает, что хотя формат «Shop-in-Shop» и выгоден малому бизнесу, всем желающим площадей не хватит: «Надо понимать, что площадей будет не хватать, их уже сейчас не хватает для всех желающих войти в розницу. К сожалению, такой технический фактор, как недостаточность площадей для всех желающих посотрудничать с розничной торговлей в формате «магазин в магазине», и делает оправданным развитие малоформатной торговли».

Добавим, по итогам прошлого года оборот розничной торговли в Башкирии превысил 870 млрд рублей. Доля занятых в этой сфере индивидуальных предпринимателей составляет более 44,5%, что выше среднероссийских показателей (36%), отмечают в республиканском госкомитете по торговле и защите прав потребителей.