Главная » Тема дня »

Малый бизнес «страдает» от высокой стоимости аренды коммерческой недвижимости

Малый бизнес «страдает» от высокой стоимости аренды коммерческой недвижимости

Предприниматели ожидают, что стоимость аренды коммерческой недвижимости в ближайшее время либо не изменится, либо снизится. Наиболее уязвимым по-прежнему остается малый бизнес. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований среди руководящих сотрудников предприятий в августе, говорит  руководитель направления корпоративных исследований Ольга Стасевич: «44% предпринимателей сообщили, что для их компаний коммерческая недвижимость вполне доступна. Чаще так отвечали руководители среднего и крупного бизнеса (около 49%), в то время как для четверти малых организаций аренда площадей не так доступна. Более трети участников опроса (36%) полагают, что цены на аренду коммерческой недвижимости в ближайшие полгода не изменятся. Еще четверть прогнозируют падение, а каждый четвертый, наоборот, рост. Снижения стоимости квадратного метра руководители бизнеса ожидают, в среднем, на 17%, а увеличения – на 14% от ее текущей стоимости. Только 10% руководителей бизнеса отметили, что при необходимости поиска нового офиса они готовы целиком доверить процесс агентству недвижимости. Это в одинаковой мере свойственно как малым, так и крупным фирмам. В каждой пятой организации намерены в такой ситуации искать недвижимость самостоятельно, параллельно прибегнув к помощи риэлторов. Большинство же предпринимателей (64%) не стали бы обращаться к риэлторам, предпочитая заниматься поиском офиса своими силами. Чем меньше компания, тем такая стратегия оказывается более привлекательной».

Наиболее актуальной проблемой для малого бизнеса по ряду причин остается низкий уровень доступности коммерческой недвижимости. Несмотря на тенденцию к снижению цен на рынке, малый бизнес продолжает воспринимать их как довольно высокие, поскольку оплата аренды по-прежнему считается одной из главных статей расходов. Также большинство предпринимателей, как правило, интересуют относительно небольшие размеры арендуемых помещений, в то время как арендодатели, наоборот, стремятся сдавать помещения больших площадей.

Ситуация усугубляется и низким уровнем информированности бизнесменов о возможностях получения льгот по аренде недвижимости, предприниматели попросту не осведомлены о таком виде государственной поддержки. По мнению экспертов, для повышения доступности аренды необходимо аккумулировать усилия как государства, так и арендодателей с целью разработки единой информационной платформы, способной интегрировать данные о балансе спроса и предложения.