Главная » Тема дня »

Малому бизнесу разрешено вести бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде

Малому бизнесу разрешено вести бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде

2 ноября Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Теперь субъекты малого предпринимательства и отдельные некоммерческие организации имеют право формировать бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде.

Новый порядок распространяется на те организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предыдущий отчетный год превысили 3 млн рублей. Предполагается, что внесенные изменения будут способствовать снижению расходов малых предприятий. Комментирует директор офиса финансового омбудсмена по республике Валерий Шарипов: «Если эта тенденция продолжится, то сможет положительно повлиять на инвестиционный климат в целом. Услуги квалифицированного бухгалтера достаточно накладные. Кроме необходимости ведения учета, нужно все свои операции документировать. Если раньше с подрядчиками можно было по «первичке» осуществлять расчет, то с 1 января действовала достаточно серьезная процедура по документированию любых приходов и любых расчетов по бухгалтерии. Я считаю, что это, несомненно, существенное послабление для субъектов малого бизнеса».

Бизнес-сообщество к изменениям относится сдержанно. По мнению директора «First Business School» Константина Десяткина, снижение нагрузки будет весьма незначительным: «Любое малое предприятие обязано иметь электронные ключи по сдаче различной отчетности (в Пенсионный фонд и т.д.), за которые тоже приходится платить. И дело даже не в труде бухгалтера, а в том, что тиражируемая, по сути, услуга может оказаться дороже, чем все выходы от упрощения до отчета. Если бы не нужны были электронные ключи, тогда бы каждое предприятие получило ощутимую выгоду и видимый результат. Не думаю, что это заметят предприниматели, и предприятия от этого существенно разовьются».

По мнению экспертов, положение с ведением бухучета малыми предприятиями на данный момент уже является либеральным, и малый бизнес едва ли считает эту часть своих расходов затратной. Основные проблемы генеральный директор «Агентства профессиональных бухгалтеров» Эльвира Надршина видит совсем в другом: «Такие показатели как льготная аренда, снижение налоговых ставок, взносов в Пенсионный фонд были бы реальной мерой по снижению расходов малого бизнеса. Пока мне эти поправки непонятны. Бухгалтерский учет необходим в любом случае для собственника бизнеса — для управления своим предприятием, контроля денежных средств, финансовых потоков. Что значит упрощенный? Он либо бухгалтерский учет — либо его нет. Поэтому я не думаю, что это приведет к существенному снижению бремени для малого бизнеса».

Отметим, что с 1 января будущего года Центробанк России рекомендует внести изменения в систему кассового учета. Она затронет субъекты малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые ведут свой учет на основании первичных документов. Эти организации смогут не оформлять кассовые документы. Юридические лица и ИП получат возможность вести кассовые операции с применением банкоматов и других технических комплексов.