Главная » Тема дня »

Ложь при трудоустройстве: какие методы проверки используют организации при приеме на работу?

Ложь при трудоустройстве: какие методы проверки используют организации при приеме на работу?

По данным рекрутингового агентства FutureToday, половина россиян указывают недостоверные сведения при трудоустройстве. В компании отмечают, что граждане склонны лгать как при заполнении резюме, так и уже находясь на собеседовании. Чаще всего соискатели приводят ложные данные о своих навыках и умениях или завышают собственные заслуги на прежнем месте работы. Однако это не всегда помогает: по словам владельцев компаний, проверкам при трудоустройстве сегодня подвергаются практически все специалисты.

По мнению экспертов, при проверке будущего сотрудника рекрутеры, отделы персонала и службы безопасности фирмы стараются больше узнать о предыдущих местах работы претендента. Рекомендации прежнего начальства – самая лучшая проверка информации, делает вывод директор рекрутингового агентства Human Resource Уфа Ирина Зобкова, исходя из практики компании: «Примерно три-четыре контакта проверяем с последних, предпоследних мест работы, чтобы информация была не из одного источника. Тогда можно говорить об объективности. Сейчас кандидаты научились продавать себя, и та информация, которую они представляют в резюме, не всегда бывает правдивой. Я могу с точностью сказать, что каждый кандидат чуть-чуть в своем резюме лукавит. Резюме, как правило, все приукрашивают немножко».

По данным старшего консультанта кадрового холдинга «АНКОР Банки, финансовые услуги» Татьяны Петуховой, в их компании наиболее эффективный инструмент при проверке биографии соискателя – это интервью по компетенциям, где интервьюер особое внимание обращает на детали: «Если мы рассматриваем кандидата в банковской сфере по корпоративным продажам, нам важна конкретика, важны ссылки на клиентов, имена, цифры по воронке продаж, цифры выполнения плановых показателей. Если кандидат не помнит конкретных цифр, не называет точной информации, это сразу является тревожным звоночком».

Профессиональные навыки претендента на ту или иную должность выяснить можно. Гораздо сложнее оценить уровень доверия, которого заслуживает человек. Часто для этого используются психодиагностические методы: локус контроля, соционические и проективные тесты, репертуарные решетки. Но, по мнению многих работодателей, они громоздки и ненадежны, допустить ошибку может и опытный психолог. Поэтому в Уфе все чаще при подборе персонала прибегают к помощи полиграфа, говорит руководитель уфимского центра детекции лжи «Гарант» Рустам Хафизов: «От мелких до крупных компаний обращаются: начиная с простых магазинов при подборе персонала продавцов и кончая крупными компаниями при выборе топ-менеджеров и сотрудников крупного звена. При приеме на работу, как правило, направляют к нам кандидатов с целью выявления двух факторов. Первое – это компетентность, соответствуют ли они занимаемой должности, в данном случае психологически, могут на этом месте работать, не могут, чтобы не поставить на склад человека, который склонен воровать. Второе – определение прошлого, например, совершение краж на прежних местах работы, получение неофициальных доходов, негативные причины увольнения, возможные связи с криминалом».

Рустам Хафизов отмечает, что в каждой сфере деятельности вопросы для проверок свои. Где-то важно определить, есть ли у будущего сотрудника алкогольно-наркотическая зависимость, где-то более важна информация о связях с конкурентами: «Первым делом стоит задача узнать, как человек воспринимает вопросы, и чтобы вопросы были для него понятны. Исходя из этого, выбирается методика проведения тестирования, вплоть до семейных обстоятельств. Зачастую у мужчин такая практика: если спрашивать, изменял ли он супруге, он может ответить «нет» и в это верит; а «была ли интимная связь с другой женщиной?» – «Да, связь была». Это уже из крайностей. Тут все зависит от восприятия человека, как он относится к этому вопросу. Если многих наших людей спросить, совершали ли они на работе кражи, они честно отвечают «нет» и в это верят. А если спрашиваешь: «А с работы без спроса что-либо брал?» – «Да, брал, все же берут». Если сам человек считает, что говорит правду, аппарат покажет, что это правда».

Центр занятости республики оказывает содействие гражданам в поиске работы. А как себя ведут работники службы содействия, когда сами принимают нового сотрудника? Корреспондент Business FM Уфа задал этот вопрос заместителю директора Центра занятости населения Уфы Николаю Окуневу: «Трудовую книжку просматриваем. Если есть возможность, интересуемся у тех работодателей, у кого он работал до нас. Используем тесты: у нас есть специалисты, которые могут определить склонности человека, его характеристики насчет конфликтности. Мы не просто же, как говорится, собрали людей на ярмарке вакансий – и все».

Ложь при трудоустройстве используют и студенты. Во время совместного опроса сотрудники HeadHunter и Career.ru выяснили, что 90% студентов и выпускников Уфы собираются работать в летние каникулы. Из них 14% ответили, что готовы обмануть работодателя ради трудоустройства, сказав, что ищут не временную, а постоянную занятость.