Главная » Тема дня »

Контрактная система закупок: проблема не в бюджете, а в поставщиках

Контрактная система закупок: проблема не в бюджете, а в поставщиках

В Минэкономразвития Башкирии обозначили проблемы в системе госзакупок. Одной из главных являются недобросовестные поставщики. Их деятельность наносит большой урон госзаказчику.

Чаще всего недобросовестность поставщиков проявляется после заключения контракта: нарушаются сроки исполнения, недостаточно хорошо выполняются работы, поставляются товары ненадлежащего качества. Возмещение убытков через суд не решает проблем заказчика из-за длительности судебной процедуры и низких штрафных санкций. Также заказчик не имеет возможности взаимодействовать с одним поставщиком, положительно зарекомендовавшим себя во время предыдущих поставок, рассказывает начальник отдела мониторинга и методологического сопровождения контрактной системы Минэкономразвития республики Сергей Куликов: «Очень часто отсутствует правильная связь поставщика и заказчика. Если в закупке, например, продукции питания что-то неправильно настроено, никто вам не мешает сделать просто обращение, предложение. Да, это не по конкретной закупке, прямые переговоры запрещены, но если вы видите, что обеспечение, исполнение контракта снимается, почему не обратиться. Желание заказчика часто может быть ограничено объемом работы, которую на контрактного управляющего скидывают. Если он проводит одну закупку в месяц – это одно, а если, например, по какой-либо небольшой организации образования или здравоохранения он вынужден вести в течение месяца 50 закупок по разным направлениям продуктов питания, человек просто может идти по накатанной: ценник нормальный, поставщики играют».

По словам экспертов, несовершенство системы госзакупок является причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственного управления. Экономия бюджета, сложившаяся в результате снижения начальных цен, приводит к ухудшению качества оказания услуг и выполнения работ. Исполнитель, сильно занижающий цену на торгах, при выполнении контрактных обязательств может использовать дешевую рабочую силу или незаконных трудовых мигрантов.

Также экономический эффект автоматически увеличивается за счет суммы торгов, признанных несостоявшимися, говорит старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики прокуратуры республики Ильдар Гарипов: «Участились случаи, когда люди забирали авансы и, ссылаясь на кризисные явления, растворялись. Поэтому сейчас мы прослеживаем такую тенденцию, по крайней мере, что даже те заказчики, у которых авансирование стояло, потихоньку у себя это убирают, потому что это риск».

Предполагается, что новая контрактная система в сфере госзакупок постепенно исправит сложившуюся ситуацию. Электронные аукционы остаются основным способом закупок типовых товаров и при новой системе. В дополнение к старым способам осуществления госзакупок также ввели ряд новых: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. У заказчиков есть возможность устанавливать дополнительные критерии отбора поставщиков товаров – срок службы оборудования, затраты на его эксплуатацию и сервисное обслуживание. В целом цена уже не является единственным критерием отбора.