Главная » Тема дня »

Какие трудности ждут малый бизнес при экспорте продукции?

Какие трудности ждут малый бизнес при экспорте продукции?

В столице Башкирии проходит второй форум малого бизнеса стран ШОС и БРИКС. Представители 13 стран собрались в Уфе для обсуждения основных проблем малого предпринимательства, поиска новых партнеров и решения вопросов межрегионального сотрудничества. По словам заместителя премьер-министра правительства республики Дмитрия Шаронова, малый бизнес сегодня – это основа стабильной экономики: «Безусловно, мы понимаем, что диверсификация экономики, стабильность экономики не может быть на двух-трех крупных предприятиях, – это, конечно, малый бизнес, который перерастает в средний бизнес, это основа экономики. Поэтому мы понимаем, что 40-60% ВРП объемов, которые создает малое предпринимательство, является стабильностью, залогом долгосрочного успеха».

Одна из целей форума – выход региональных бизнесменов на зарубежные рынки, говорит статс-секретарь, заместитель министра экономического развития России Олег Фомичев: «Во-первых, крупные рынки для наших малых и средних предприятий. Собственно, и сегодняшний форум, и форум омский, который буквально через неделю будет проходить, по внешнеэкономической деятельности, как раз нацелены на то, чтобы наш малый и средний бизнес начал выходить за границы Российской Федерации, потому что там гораздо больше рынки, гораздо больше возможностей для сбыта. Соответственно, все, что наш малый бизнес будет делать, и что будет экспортироваться, будет вносить вклад в ВВП».

Фомичев также выделил основные трудности, с которыми сталкиваются малые предприятия при экспорте своей продукции. Это перевод документации на зарубежный язык, сертификация, логистика и страхование поставок. Для крупных компаний такие требования достаточно просты, а для малых фактически являются запретительным барьером. Решить проблему можно с помощью электронной торговли: «На наш взгляд, это можно снять не в традиционном экспорте, а только через использование инструментов электронной торговли, с автоматизацией всех вопросов, связанных с логистикой, со страхованием, с платежами и т.д. Только так малый бизнес сможет начать экспортировать в массовом количестве, а не в штучных экземплярах, как это мы видим сейчас».

Участники форума сходятся во мнении, что продвижению бизнеса за рубеж мешает забюрократизированность некоторых стран. Такую точку зрения выразила вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова: «Знаете, главная проблема какая? Это незнание особенностей той страны, куда бизнес приходит. Невозможно знать законодательство, не только же у нас забюрократизировано все в огромных масштабах, те страны еще нам, может быть, даже фору дадут по степени забюрократизированности. Почему у нас много успешных бизнес-миссий, у Торгово-промышленной палаты? Потому что наши представители знают там условия ведения бизнеса. И мы сейчас как раз малый бизнес практически из регионов вручную выводим и погружаем в ту среду. Потому что это как защитный зонтик, он помогает избежать банкротства, которого очень много, к сожалению. Наши предприниматели теряют деньги: приходят, какая-то закорючка, галочка – и все, в общем-то, рушится. Поэтому здесь как раз нужно использовать цивилизованные институты, а мы пока увлеклись созданием все время новых».

Отвечая на вопросы журналистов об использовании опыта поддержки малого и среднего бизнеса в странах стран ШОС и БРИКС, Олег Фомичев отметил, что российская сторона уже переняла практически все инструменты, и основная проблема связана с их применением, поскольку не во всех регионах программы поддержки работают эффективно.