Главная » Тема дня »

К 2025 году должно существенно снизиться давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов

К 2025 году должно существенно снизиться давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов

В Башкирии, равно как и по всей России, идет реформа контрольно-надзорной деятельности, которую власти считают одним из стратегических направлений. Соответствующую программу приняли в декабре прошлого года, ее реализация продлится до 2025. На сегодняшнем совещании в правительстве глава республики Рустэм Хамитов напомнил, что главной целью реформы является снижение нагрузки на бизнес с одновременным повышением качества работы контрольно-надзорных органов: «Надо уходить, насколько это возможно, от «карающей» модели работы к корректирующей, помогающей. Работа наших контрольно-надзорных органов должна оцениваться не по объему отчетов, числу проверок, выданных предписаний, сумме выписанных штрафов. Основным показателем ее качества должно стать улучшение реальных показателей безопасности граждан, качества бизнес-процессов».

Ключевым направлением реформы стал переход на риск-ориентированный подход, поясняет заместитель премьер-министра правительства республики, руководитель аппарата правительства Илшат Тажитдинов: «Обеспечить к 2025 году снижение в два раза административной нагрузки на бизнес, снизить ущерб охраняемым законом ценностям. Это и здоровье, и количество смертей, и отравлений. Также на 30% уменьшить материальный ущерб. В целях достижения указанных целей надо осуществлять переход к риск-ориентированному подходу при осуществлении контрольно-надзорной деятельности и в России, и в республике. Объекты и субъекты контроля будут разделены на классы опасности. В зависимости от того, к какому классу опасности отнесен тот или иной объект, будет зависеть и интенсивность проверок. В 2018 году количество проверок уменьшится на 20%».

На фоне снижения количества плановых проверок может возрасти число внеплановых, говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Башкирии Рафаиль Гибадуллин: «Действительно, это серьезная проблема, связанная с анонимкой. Увеличилось количество обращений. В первую очередь это один из способов конкурентной борьбы, недобросовестной конкуренции и партнерства. С другой стороны, это еще и так называемый потребительский экстремизм. Сегодня он набирают силу, когда человек понимает, что можно добивать неугодного ему предпринимателя, путем постоянного направления писем. Потому что, с одной стороны, контрольно-надзорные органы не могут не реагировать на них, если там указываются какие-то угрозы, например, жизни и здоровью, техногенные катастрофы, возможности их проявления. В итоге это идет по кругу, а реальных возможностей остановить это нет, если только не возбуждать дела по клевете».

Бизнес-омбудсмен назвал еще одну проблему в сфере контроля: «У нас есть одна серьезная проблема, которую постоянно поднимают предприниматели. Это муниципальный контроль, который выпал из-под влияния 294 федерального закона о контрольно-надзорной деятельности. Вот здесь у нас много вопросов, связанных с отсутствием четкой регламентации при проведении этих проверок. Очень часто одному и тому же предпринимателю выносится несколько штрафов, например, здесь сосулька, здесь лед, здесь сугроб, таким образом, можно набрать приличные штрафы. А если приходят несколько раз? Мы уже несколько раз выносили этот вопрос на заседание общественного экспертного совета, рассматривали его. Пока несколько снизилась активность в этом плане, но началась зима, посмотрим, как будут реагировать предприниматели. Мы понимаем, порядок надо наводить, благоустраивать, но в то же время претензии должны быть объективны».

Вместе с тем Рафаиль Гибадуллин отметил, что в рамках реформы эффективным стал надзорный аудит, который позволяет предпринимателям устранять недостатки. По мнению бизнес-омбудсмена, активно внедряют современные подходы в работе с бизнесом Роспотребнадзор, налоговая служба и некоторые другие ведомства.