Главная » Тема дня »

Из Башкирии в Китай: почему нельзя подписывать договоры в Поднебесной, и другие подводные камни экспорта

Из Башкирии в Китай: почему нельзя подписывать договоры в Поднебесной, и другие подводные камни экспорта

За восемь месяцев прошлого года экспорт между Китаем и Башкирией вырос в два раза и составил 403,5 млн долларов. Это обусловлено увеличением объема поставок оборудования на 66% и минеральных продуктов в 2,2 раза. Также активно экспортировали каучук и органические химические соединения (фенолы), нефтепродукты и серу, необработанные лесоматериалы и древесно-стружечные плиты, фанеру, черные металлы, изделия из асфальта, хлебобулочную продукцию.

С последней дела в Китае обстоят не так, как в России. К примеру, как рассказывает заместитель генерального директора компании «ФАБРИК» Эмиль Ганцев, мука «МАКФА» для китайцев, проживающих в южных районах, очень дорогая. Если им объяснить, что это более качественный продукт, чем тот, что создают они, китайские домохозяйки начинают дарить муку. При этом очень важно, чтобы в Поднебесную регулярно шел поток экспортируемых товаров: «Как только они распробуют, им понравилось, они начинают потреблять, и потом этот товар пропадает на рынке, заново они не придут. Когда наши начали готовить хлеб, который они в принципе не едят, и тут они распробовали российский хлеб, обычный, нормальный наш хлеб. Выстроилась очередь в пекарню. Мы были в шоке, наши ребята говорят: «Мы поймали продукт». Они отсюда контейнерами гнали вакуумно упакованное тесто и там уже пекли. И в какой-то момент на границе у них встает, что-то не прошло по таможенному оформлению, поставка прекратилась, хлеб закончился, люди перестали идти. Заново начали делать, китайцы уже не выстраиваются, очень маленький процент возвращается обратно. Слишком много предложений, слишком интенсивный, слишком энергичный рынок».

При этом вести бизнес с китайцами, как с европейцами, не получится, продолжает Ганцев. По его мнению, в их идеологии зашит код, что они серединная нация, то есть почти высшая каста, поэтому весь остальной мир должен им прислуживать. Многие бизнесмены приезжают оттуда обманутыми: «Вы приехали, в первый раз вас погуляли и попытались подсунуть какие-то контракты, талмуды двухсотстраничные, в которых вы ничего не понимаете, потому что там китайский английский язык. Вам их дают и говорят: либо вы подписываете, либо нет. А там выгода только для их стороны. И людям после того, как их гуляют три дня, и два часа до самолета, подсовывают этот талмуд. И вы в страхе от того, что вот, вроде, контракт, нужно его подписывать, а там кабала. Там этого делать нельзя, потому что ты становишься им должен, а они тебе ничего не должны».

При экспорте в Китай многие бизнесмены не хотят приспосабливать свои товары под рынок. Зачастую нужно менять упаковку, граммаж, иногда и состав продукта. Однако предприятия не собираются тратить на это дополнительные средства. Поэтому поставки на китайский рынок проваливаются.