Главная » Тема дня »

Экомаркеты: есть ли спрос в республике?

Экомаркеты: есть ли спрос в республике?

Пользуются ли спросом экомаркеты в республике? Радиостанция Business FM Уфа решила это выяснить. Результаты неутешительные: в Уфе около десяти магазинов, которые можно отнести к категории «экомаркеты», из них на звонок корреспондента радиостанции представители пяти организаций сообщили о своем закрытии.

Большинство экомаркетов республики прекратили свою деятельность. Причина общая – снижение покупательской способности населения. Значимую роль здесь играет цена, которой органические продукты конкурировать с обычными не могут. Также проблемой является отсутствие соответствующих площадок.

Однако некоторые производители нашли выход. К примеру, компания «Живое село» предлагает интернет-экомаркет. О том, зачем нужно создавать экомаркеты в республике и почему сложно реализовывать подобный бизнес, рассказывает экономист, автор проекта Ренат Мамаев: «Они созданы по причине того, что  игроки розничной торговли не соответствуют условиям партнерства с сельскими производителями. На самом же деле фермеры не должны сами заниматься торговлей. Они должны в партнерстве с игроками розничной торговли отлаживать гармоничные отношения по регулярной, бесперебойной поставке продукции. К сожалению, сети – это слишком большой формат для малых производителей, а у предпринимателей малых объемов нет автоматизации, чтобы сформировать прозрачные отношения с фермерами. Поэтому мы были вынуждены сделать образцовый экомаркет с электронной системой управления. К данному формату мы будем привлекать городских предпринимателей, которые захотят создать такие же экомаркеты. Фермеры вполне открыты для такого партнерства».

По словам экспертов, падение интереса к экомаркетам связано и с тем, что сегодня необязательно посещать специализированные магазины. В супермаркетах столицы республики можно найти продукты с экомаркировками: пасту, цельнозерновые хлебцы, орехи, сахар, соль, специи, шоколад, муку, оливковое масло, кашу и даже органические алкогольные напитки, которые ничуть не хуже продуктов из экомаркетов, к тому же более выигрышные в цене.

О плюсах экомаркета и особенностях бизнеса на экопродуктах рассказывает руководитель магазина «Здоровое питание», первого экомаркета в республике, Светлана Алакаева: «Пришлось очень много потрудиться, причем в Уфе не было таких магазинов, и не было возможности сравнить с чем-то. Был поток на тот момент, не очень большой, но он нас тогда устраивал: ассортимент товара был небольшой, как, допустим, на сегодня. Покупатели сейчас уже доверяют, потому что мы все-таки делаем выбор продуктов. Бывает, что неудачные продукты завозим, с какими-то ненужными наполнителями, но мы сразу отказываемся от таких продуктов. Необязательно должно стоять «эко», но состав должен быть без добавок, канцерогенов, красителей и так далее».

Стоит отметить, что на прилавках магазинов появляется все больше товаров с псевдомаркировками. Отечественные производители, почувствовав спрос на натуральную еду, начали массово добавлять приставки био-, органик-, эко- и их английские варианты. В итоге сегодня на полках магазинов есть органик-майонез, биокефир, биойогурт, которые едва ли можно назвать экологичными. По мнению специалистов, подобные знаки не имеют ничего общего с настоящими экологическими символами, – это маркетинг в чистом виде. И для кого-то экомаркет – это в первую очередь доверие к поставляемой продукции.

Напомним, производство органической продукции в России с 1 января 2017 года будет регламентировать новый стандарт. Он поможет потребителям разобраться, в каких продуктах содержится ГМО, а в каких нет. Маркировка ГОСТ Р 57022-2016 будет означать, что продукция безопасна и прошла все необходимые испытания.