Главная » Тема дня »

Двадцать восемь концессий спустя. Башкирия переходит от поддержания работоспособности коммунальной инфраструктуры к модернизации системы ЖКХ посредством частных инвестиций

Двадцать восемь концессий спустя. Башкирия переходит от поддержания работоспособности коммунальной инфраструктуры к модернизации системы ЖКХ посредством частных инвестиций

В этом году на жилищно-коммунальное хозяйство Башкирия выделила 4 млрд рублей, общая же сумма затрат за последние три года оценивается почти в 7 млрд. С 2016 коммунальную инфраструктуру модернизируют и в рамках государственно-частного партнерства. О том, сколько концессионных соглашений заключили в республике, рассказывает министр жилищно-коммунального хозяйства Башкирии Сергей Афонин: «У нас есть примеры использования механизмов концессионного соглашения на модернизацию объектов тепло- и водоснабжения в Туймазинском, Бирском, Янаульском районах, в Октябрьском и в ряде других – всего 28 концессий. Проходит согласование концессии на объекты водоснабжения в Мишкинском и Чишминском районах. Эти примеры показывают, что привлечение частного капитала в жилищно-коммунальное хозяйство возможно. Наша задача в корне поменять подходы к обеспечению надежности и эффективности работы коммунального комплекса. Вместо финансирования расходов на поддержание работоспособности перейти к инвестициям в техническое перевооружение отрасли».

По подсчетам Минстроя России, модернизация жилищно-коммунального хозяйства страны в ближайшие пять лет потребует около 500 млрд рублей, и очевидно, что такие средства можно привлечь лишь на финансовом рынке, считает директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя Елена Солнцева: «Что реализовано и сделано на сегодня, чтобы повысить инвестиционную привлекательность отрасли? Во-первых, совершенствование концессионного законодательства. В этом направлении уже сделано очень многое, концессии заключаются, их сегодня 1 831 единица с объемом средств около 260 миллиардов рублей, 95% из которых средства частных инвесторов, а не бюджета. Мы знаем, что есть проблемы с компетенциями и специалистами в муниципалитетах, особенно небольших, учитывая те высокие требования, которые предъявляют банки к проработке проекта и достаточно высокую стоимость привлечения консультантов для такой работы. Мы посчитали правильным сделать такой банк примеров, где можно посмотреть кейсы концессий в водоотведении, теплоснабжении, понять, как должно выглядеть концессионное соглашение».

Минстрой также предлагает укрупнять активы. При использовании ГЧП к инвестиционно привлекательным объектам ЖКХ будут добавлять несколько похуже – так называемая мультиконцессия, объясняет Солнцева: «Здесь полностью на усмотрение региона, как он считает нужным формировать такие лоты. Мы видим, что мультиконцессии востребованы, частные компании готовы работать в таком формате. Мы будем выстраивать законодательство таким образом, чтобы данный механизм получил широкое распространение».

Похожую систему при распределении пассажирских маршрутов ранее предлагал использовать Гостранс республики. В частности, чтобы наполнить автобусами невостребованные у перевозчиков направления, ведомство планировало включать в лот один выгодный и два-три нерентабельных маршрута.