Главная » Тема дня »

Чтобы навести порядок в сфере обращения с отходами, Башкирии нужно определить полномочия регионального оператора

Чтобы навести порядок в сфере обращения с отходами, Башкирии нужно определить полномочия регионального оператора

Нововведения в федеральном законе об отходах производства и потребления существенно меняют правила обращения с ними. Полномочия по сбору, утилизации и захоронению перешли субъектам страны, которых обязали разработать территориальные схемы. В них закрепляется межмуниципальный подход в обращении с отходами, а закон возлагает всю ответственность в этой сфере на органы местного самоуправления.

Остался единственный вопрос – выбор регионального оператора, который должен решиться до 1 января следующего года. Пока предусматривается переходный период до 1 января 2019, говорит председатель комитета Курултая по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Рашит Хайруллин: «На первый взгляд это кажется вопросом рутинным, может быть, далеким от тех проблем, которые сегодня есть на деле. Скажем, во время встреч говорят: «Будут финансы – будет порядок». Но я не всегда согласен с такой постановкой, поскольку для того чтобы тратить средства, нужны правила. Правила устанавливаются законом. Порой есть деньги, но их нельзя использовать там, где это, прежде всего, необходимо, в частности, в сфере оборота ТКО. А для этого, повторюсь, нужно устанавливать правила. Для того чтобы правила были правильные, нужно совершенствовать законодательство».

Другой проблемой являются несанкционированные свалки. Предполагается, что их ликвидацией займется региональный оператор, но неясно, на какие средства. Если за счет тарифной политики, это станет новым бременем для населения. Кроме того, в законе прописан механизм контроля над захоронением отходов, подлежащих вторичной переработке, однако он также не продуман. Пока известно лишь то, что с 2024 года запретят захоронение полезных компонентов из отходов, причем юрлицам – со следующего года. Однако как все это контролировать, еще не решили, продолжает Рашит Хайруллин: «Допустим, такой вопрос: как обязать личные подсобные хозяйства вывозить, или заключать договор с организациями, которые занимаются этим? Как принудить? Нет законных оснований. Переходный период – это надо еще дожить до 2019. Как быть органам местного самоуправления? Тоже вопрос. И там прописано участие органов местного самоуправления, но как можно участвовать без финансов? Источники не определены. То есть в законе и РФ, и РБ эти пробелы надо продумать».

В России уже определили 27 пилотных регионов, которые даже в отсутствие полного нормативного обеспечения готовы включиться в новую систему обращения с ТКО. Так, Татарстан и Подмосковье выбрали самый дорогой способ утилизации – технологию сжигания стоимостью 150 млрд рублей, рассказывает министр природопользования и экологии Башкирии Илдар Хадыев: «Эти пилотные регионы, которые обозначали готовность стартовать и выбирать регионального оператора, на мой взгляд, рискуют определенным образом, поскольку ни один регион еще не составил новые нормативы накопления, поскольку нормативный документ вышел уже в сезон. Сегодня мы, стартовав вовремя, получим накопления, и следующий документ регионального уровня, который требуется к принятию, – это правило обращения с ТКО, – находится на экспертизе. Мы его в срок выдадим. В целом республика готова для таких отношений: в ПФО мы на втором месте по количеству объектов законного размещения – их 31, после Татарстана. В сферу сжигания, и это позиция главы республики, не двигаемся, поскольку эти технологии однозначно только с положительной стороны экологами не оцениваются. Пока все непросто выглядит в плане продвижения этих технологий в Татарстане и Подмосковье».

По словам министра, минусом является то, что регионального оператора легко исключить из процесса: признать неисполнением правил обращения с ТКО любой срыв сбора отходов, посчитать работу неэффективной и отказаться от него. Комментирует заместитель руководителя регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ольга Янчук: «Один из вопросов: что нам делать с теми свалками, которые есть, и что их будет убирать региональный оператор. Ничего подобного, региональный оператор не будет убирать те свалки, которые включены в терсхему и существуют на сегодня. Его ответственность будет только за новые свалки, которые образуются в период его работы. Именно для этого в территориальную схему были включены все существующие объекты размещения отходов, как санкционированные, так и нет. То есть там участие регоператора какое-то будет, но в любом случае проблема ликвидации существующих свалок – это проблема республики, точнее, муниципалитетов».

Решить большинство вопросов в сфере ТКО республике поможет механизм ликвидации накопленного вреда. Это касается крупных объектов, к примеру, салаватская городская свалка, полигоны в Сибае и Мелеузе. В прошлом году в законодательство внесли изменения в части определения понятия накопленного вреда: теперь полномочия по выявлению и ликвидации возложили на субъекты и органы местного самоуправления.

Также при постановке на учет предусмотрели возможность включения таких объектов в федеральные целевые программы и финансирования их ликвидации. Это касается и объектов накопленного промышленного вреда, считает Ольга Янчук: «У нас с федеральным законодательством был большой бардак, поэтому понятно, почему образовались свалки. Поскольку у нас обязанность заключения договоров наступает только с 2019 года, здесь два варианта: либо мы ходатайствуем о внесении изменений в федеральное законодательство, либо на региональном уровне принимаем то, что было предложено, – нормативный документ, обязывающий заключать договоры и предусматривающий ответственность за их отсутствие. Я полагаю, что это вполне можно сделать и на региональном уровне».

Острым остается вопрос использования предприятиями отходов в качестве сырья. Как отметила Ольга Янчук, отходы не стоит называть сырьем изначально, особенно в сфере животноводства. Сейчас готовится изменение в федеральный закон и вводится статья в Кодекс об административных правонарушениях: «Здесь речь идет не о том, чтобы наказывать за все; речь идет о том, что у нас предприятия очень сильно нарушают правила. Ведь от того, что мы перестали называть это отходом, предприятие назвало это удобрением и вывезло КАМАЗ свежего свиного навоза на поле, все мы так или иначе вышли из деревни, все прекрасно понимаем, что с этим полем будет, и с водными объектами. И это подтверждает шквал жалоб, который к нам идет».

Добавим, 23 мая вопрос обращения с ТКО в республике вынесут на всеобщее обсуждение в президиум парламента.