Главная » Тема дня »

«Бизнес на полиграфе». Может ли предоставление услуг по исследованиям с помощью детектора лжи быть прибыльным делом?

«Бизнес на полиграфе». Может ли предоставление услуг по исследованиям с помощью детектора лжи быть прибыльным делом?

Как отмечают эксперты, в России растет спрос на услугу по исследованиям с помощью детектора лжи. До 80% заказов компаний приходится на кадровые проверки служащих, остальное – служебные расследования конкретных фактов хищений. Стоимость детекции лжи в среднем по России составляет 100-200 долларов за тестирование одного человека, в зависимости от глубины исследования, говорит генеральный директор компании «Поликониус» Александр Сошников: «Это проверка на лояльность каждого сотрудника компании, в которой он работает или в которую он поступает. В подавляющем большинстве это правоохранительные органы, спецслужбы. В плане бизнеса это охранные структуры, банки, практически любые предприятия, где всегда есть возможность утечки информации, нанесения ущерба со стороны персонала. В последние годы увеличилось количество компаний, которые стали обращаться к такого рода проверкам. У нас с каждым годом раза в полтора увеличивается».

В республике стоимость проверки персонала составляет 3-3,5 тысячи рублей. Со стороны «бизнес на полиграфе» выглядит достаточно просто: обучение в одной из частных школ составит порядка 2,5 тысячи долларов, сам аппарат можно найти за 4 тысячи долларов. Лицензии  не требуется.

Однако детекция лжи – услуга специфическая. Полиграфолог в процессе работы с компанией-заказчиком иногда получает доступ к весьма важной коммерческой информации. В итоге все упирается в репутацию специалиста и его личные связи, рассказывает руководитель уфимского центра детекции лжи «Гарант» в республике Рустам Хафизов: «Услуга довольно прибыльная, но 90% специалистов, которые обучаются, буквально через 3-4 месяца продают свои аппараты, потому что не справляются, не имеют навыков, психологического образования, а без этого одного свидетельства недостаточно, поскольку при первом-втором сложном деле они «сыпятся». Получив негативный отзыв или грубое отношение со стороны заказчика, отказываются от дальнейшей работы».

По словам экспертов, проверка корректности метода детекции лжи в республике показывает результат в пределах от 80% до 95%. Сама работа полиграфолога с заказчиком строится по следующей схеме. Сначала проводится встреча с руководителем, и отмечаются все факторы риска, по которым предполагается устроить тестирование персонала. Опытный начальник знает, какие угрозы существуют для его бизнеса, и на чем предприятие может терять деньги. Далее полиграфолог готовит вопросы для исследования. По согласованию специалист проводит тестирование либо на своей площадке, либо выезжает к заказчику. Непосредственная работа продолжается от одного до двух часов.

Сотрудника просят подписать заявление о добровольном согласии на проведение исследования. Отказаться можно: в ТК РФ содержится ряд положений, определяющих порядок получения и использования персональных данных работника, среди которых ключевым является указание на возможность их получения только у самого работника.