Главная » Тема дня »

Без уловок: о проблеме контроля в системе госзакупок в Башкирии

Без уловок: о проблеме контроля в системе госзакупок в Башкирии

В прошлом году в республике ущерб от нарушений законодательства размещения заказов для государственных и муниципальных нужд составил свыше 1,5 млрд рублей, причем в сфере управления и распоряжения государственным имуществом – почти 1 млрд. Государство предоставляет преимущество в сфере госзакупок субъектам малого бизнеса. Но не все заказчики ведут себя добросовестно. Чаще всего это необъективное описание закупки, установление требований к несуществующим товарам, использование нестандартных показателей, укрупнение лотов, неправомерное отклонение заявок.

Однако, даже если закупка состоялась, и победителя определили, это еще ничего не значит, говорит начальник отдела контроля закупок УФАС по республике Салават Исламгулов. Некоторые заказчики нашли лазейки, как отстранить компании уже на этапе заключения контрактов. По словам Исламгулова, согласно правилам, контракт может быть заключен не раньше чем через десять дней с даты получения протокола итогов. Фирму-победителя в конце десятого дня отстраняют, и контракт заключается с другим участником: «При разборе в контрольном органе предписание выдано быть не может, потому что контракт уже заключен. У нас есть письмо УФАС России от 2014 года, которое рекомендует площадкам в случае, если победителя отстранили, передали контракт второму, также десять дней держать заключения контракта. Однако на практике мы столкнулись с тем, что площадка Росэлторг автоматически блокируется, когда проходит десять дней от итогового протокола».

Также Исламгулов отметил, что самой острой проблемой в сфере госзакупок является тема строительного контроля. В пример он приводит случай, когда организация выиграла тендер на сумму 374 млн рублей. Через полгода прошел конкурс на стройконтроль объекта с начальной ценой около 9 млн. Подали 17 заявок, и в процессе торгов цена опустилась до минимума. Выиграла его та же организация, что занималась строительством. При этом подрядчик и организация, отвечающая за стройконтроль, не могут быть одной и той же компанией.

Однако стоит отметить, что количество контрольных мероприятий в прошлом году по сравнению с 2014 сократилось почти в четыре раза. Большую их часть составляли обращения о согласовании в случае заключения контракта с единственным поставщиком. Также предусмотрен ведомственный контроль. Закупки в условиях открытости и реальной конкуренции ведут к существенной экономии средств.