Главная » Тема дня »

Башкирские заповедники не готовы к растущему потоку туристов

Башкирские заповедники не готовы к растущему потоку туристов

В прошлом году заповедники и национальные парки России посетили 11 млн человек. К 2021 году Минприроды собирается увеличить показатель до 15 млн, передает Интерфакс-Туризм. Ранее о посещаемости заповедных территорий ПФО рассказала директор башкирского государственного заповедника Василя Яныбаева. К примеру, республиканский «Шульган-таш», «Жигулевский» заповедник в Самаре и «Волжско-Камский» в Татарстане в 2017 посетили от 34 до 70 тысяч туристов. Результаты заповедных территорий Марий Эл, Оренбургской области и Пермского края гораздо скромнее – до 4 тысяч человек.

По мнению Яныбаевой, интерес к особо охраняемым территориям увеличивается с каждым годом, вместе с ним возрастают и требования туристов, в первую очередь к инфраструктуре: «Мы сегодня не готовы к растущему турпотоку. Чтобы принять даже 4 тысячи человек, нужны профессионалы, кадры, инфраструктура. Сегодня нет туриста, который готов пойти с рюкзаком на перевал Дятлова. Всем нужны условия. Все к этому привыкли, нужно подстраиваться. Поэтому если мы будем говорить о республиканском развитии, нужно поднимать вопрос об отходах, о наших ЛОС (локальные очистные сооружения. – Прим. ред.). Туристы сегодня едут за воздухом и за чистой водой, значит, нам нужны эти сооружения. Вопрос с ЛОС надо поднимать на высоком уровне».

Помимо государства в постройку очистных сооружений должен вкладываться и бизнес, считает Василя Яныбаева. Однако, как ранее отмечал заместитель руководителя дирекции по особо охраняемым природным территориям Башкирии Фарит Абдуллин, предприниматели пока не хотят инвестировать в природные парки. Несмотря на старания дирекции, которая постоянно организует встречи с различными компаниями и призывает их к строительству объектов, бизнес-сообщество активности не проявляет.

Без туристической инфраструктуры природные парки так и останутся нерентабельными. Сейчас республика тратит на их содержание около 36 млн рублей в год, а прибыль от продажи входных билетов в лучший сезон едва достигает 15 млн. Повышать стоимость входа также невозможно – плата определяется постановлением правительства, подчеркивал Абдуллин и приводил в пример Мурадымовское ущелье и природные парки «Аслыкуль» и «Кандрыкуль», вход в которые стоит 70-80 рублей.

По словам Абдуллина, затраты гораздо выше получаемой прибыли, заповедным территориям остается уповать на фирмы, которые могли бы инвестировать и построить объекты. «К сожалению, пока большого желания участвовать не видно. Есть много примеров в Сочи, в других регионах, когда привлекается частный бизнес. Наверное, мы до этого уровня еще не доросли», – подчеркивал он.