Главная » Архив новостей »

Продуктовый ритейл подводит итоги работы за 2009 год

Люди не перестали меньше есть. Но денег на еду тратили значительно меньше в течение всего 2009 года. Это подтверждают участники продуктового рынка Уфы. Сокращение спроса приводит к снижению среднего чека в магазинах и перераспределению потока покупателей в экономичные форматы магазинов. Одним из методов сокращения издержек является сужение ассортиментного ряда. О ситуации на продуктовом рынке Уфы говорит начальник отдела рекламы и маркетинга холдинга «Матрица» Зарема Мирсаяпова: «Ассортиментный ряд сократился не только у нас, но и у многих сетей. Это связано с тем, что сети сейчас ориентируются на спрос покупателей. Не столько сократился спрос, сколько произошла переориентацией в ценовом сегменте. У населения уменьшился уровень дохода, безработица, нестабильность, какая-то неопределенность — это главные причины сокращения спроса».

Частичная переориентация закупок на местных поставщиков дает продуктовым сетям возможность реагировать на изменения спроса, оптимизировать цены вследствие снижения расходов на логистику. В Уфе концептуально направленные на местных поставщиков сети на фоне прочих чувствуют себя вполне хорошо, рассказывает управляющий сети магазинов «Байрам» Светлана Миргалеева, по ее словам, сети даже удалось расширить свое присутствие на рынке: «Мы открыли 14 магазинов формата «у дома». А вот снижения спроса, как мне кажется, не произошло, на продуктах это отразилось в наименьшей степени по сравнению с другими товарами. В первые месяцы кризиса произошло сокращение ассортимента, но к настоящему времени он вернулся к исходным позициям. Свои позиции сохраняют социально значимые товары, товары премиум-класса не вышли из употребления, но пользуются меньшим спросом».

С тем, что покупатели сегодня ограничиваются товарами первой необходимости низкого ценового сегмента, согласен Председатель Башкирской торговой ассоциации Ильдар Гарифуллин: «Покупатели явно следуют за ценой, они ушли туда, где цены на товары ниже, то есть на рынки, в магазины эконом-класса. По данным статистики, в объемах товарооборота существенно сократилась доля продаж мяса и мясопродуктов. Ассортиментный ряд сузился, люди стали меньше покупать средний сегмент, товары премиум-класса. В основном, торговые компании стали работать с местными поставщиками. Покупатели обратили внимание на импортозаменяющие продукты отечественного производства».

Для привлечения клиентов все сети в течение года вели жесткую борьбу за покупателя путем различных скидок, распродаж, акционных товаров и других способов мотивации, которые очертили портрет нынешнего покупателя. О нем рассказывает заместитель директора ЗАО «Форвард» Рамиль Тукаев: «Покупатель стал более разборчивым и приобретает то, что ему, действительно, нужно, не забывая о позиции «цена-качество». Покупатель сегодня считает деньги, мониторит, в какой магазин ему лучше отправиться за покупками. Экономить приходится в дорогом сегменте, мы предлагаем аналог дорогого в среднеценовом сегменте. Нужно отметить, что сократилась частота покупок».

По словам экспертов, в 2009 году, в целом, по России наблюдалась тенденция к сокращению оборота розничной торговли до 3%, приводит данные Председатель БТА Ильдар Гарифуллин, при этом республиканские торговые предприятия снижения розничного оборота не допустили. Но многие руководители торговых организаций отмечают снижение потребительской активности и кредитоспособности.

Олеся Тихонова

30 декабря 2009