Главная » Архив новостей »

Медиарынок Уфы подводит итоги года

Телевидение, печать, интернет. Каковы итоги работы за 2009 год в медиа-индустрии Уфы? Среди внутренних проблем, с которыми пришлось столкнуться не только отраслям экономики, но и рынку СМИ, можно отметить сокращение кадров, уменьшение уровня зарплаты, ужесточение подхода к профессиональному уровню журналистов. Среди внешних — отсеивание тех игроков, которые не смогли занять свою нишу, выйти на самоокупаемость и привлечь аудиторию. Если говорить о печатном сегменте в целом, то многие издания изменили периодичность выхода, сократили тиражи и расходы на полиграфию. Ситуацию комментирует главный редактор газеты «Аргументы и факты-Башкортостан» Ильгиз Абдуллин: «Многие СМИ были вынуждены ужимать расходы, сокращать людей, некоторые издания и вовсе закрылись. Сильнее всего кризис ударил по молодым СМИ, которые просуществовали на рынке 1-2 года, а те, кто прочно стоит на ногах, почувствовали это в меньшей степени. В РБ наиболее сильный удар был по глянцу. Если до кризиса в каждом ресторане лежала пачка глянца, то теперь мы этого не видим. Также удар пришелся по бесплатным рекламным изданиям. Все, что бесплатно, стало достаточно убыточным».

По словам заместителя редактора газеты «Комсомольская правда в Башкортостане» Елены Глубоковских, в то время, как, в целом, падение медиарынка составило порядка 40%, в «Комсомолке» цифры составили всего 15%; кроме того, у компании практически полностью отсутствует дебиторская задолженность.

Трудности на рынке СМИ специалисты связывают с резким сокращением объемов рекламы. Деньги у рекламодателей есть, но в ситуации, когда сложно прогнозировать течение кризиса, средства просто придерживают на «черный» день, отмечают интернет-порталы Уфы. В первой половине года перестали быть актуальны долгосрочные контракты с рекламодателями. Но сейчас ситуация меняется. Обзор развития рекламного рынка с начала года и до сегодняшнего дня дает руководитель проекта Gorobzor.ru Ольга Зотова: «В январе практически все рекламодатели сняли свои рекламные кампании не только в интернете, но и вообще везде; рекламодатели сомневались, размещая рекламу в интернете, но постепенно ситуация выровнялась. Уже в декабре, наоборот, все были размещены, по крайней мере, в среднем объеме».

Данные об объемах выручки в своей компании приводит руководитель сайта Уфа1.ру Евгения Минибаева: «Прирост выручки за 11 месяцев 2009 года, по сравнению с прошлогодними показателями, у нас составил 14%. По другим медиа  прироста практически не было, кроме как в интернете, там 5% по итогам I полугодия».

В области телевидения каналам пришлось несколько сэкономить на закупке импортного продукта (это касается как фильмов и сериалов, так и лицензий на производство программ). Но за счет сокращения расходов на походы в кино и другие развлечения, в целом, аудитория телевидения выросла. По сообщению креативного директора Первого Городского Телеканала «Вся Уфа» Дмитрия Эйгенсона, ни сокращения персонала, ни минимизации доходов сотрудников компании не произошло, более того, для компании наступил период стабильности: «Текучка — в пределах прошлых годов, соответственно, размер зарплат сильно не изменился. Для нас этот год не самый лучший, но мы чувствуем себя довольно бодро».

Так или иначе, происходящие сегодня в медиа-индустрии процессы сами представители СМИ оценивают как положительные и способствующие очищению рынка, выявлению слабых маркетинговых позиций компаний. Что касается предпочтений аудитории, компании отмечают незначительную смену их направленности: несколько больше стали интересоваться финансовой тематикой, тем не менее, интереса к новостям культуры, спорта, к информации  потребительского характера у зрителей, читателей и слушателей — не отнять.

Олеся Тихонова

18 декабря 2009