Главная » Архив новостей »

Пиво не будут рекламировать и продавать в киосках после 8 вечера

Парламентарии Башкирии выступили с инициативой внести поправки в законодательство, которое регламентирует продажу и рекламу пива. До конца этого года депутаты намерены выйти на уровень Госдумы. В частности, пиво будет внесено в список алкогольной и спиртосодержащей продукции, региональные власти смогут самостоятельно определять временные рамки и места продаж напитка вплоть до полного запрета, а также запретят рекламировать пиво с телеэкранов и ужесточат ответственность за его продажу несовершеннолетним, рассказала заместитель председателя Комитета по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности Госсобрания Башкирии Римма Утяшева: «Мы сегодня работаем над двумя законами. Первый — о контроле над продажей алкоголя в нашей республике. Сегодня водка, спирт, крепкие алкогольные напитки продаются с 8 до 23 часов. Мы считаем, что это очень много, и выходим с инициативой внести поправку в закон и разрешить продажу алкоголя с 10 до 20 часов. И второй закон — это штрафные санкции за распитие алкоголя, в том числе пива, в общественных местах, в транспорте, на улице и за появление несовершеннолетних в пьяном виде. Сейчас штрафные санкции минимальны — 300 рублей. Чтобы не было желания нарушать закон, сумму штрафа нужно поднять от 1500 до 3000 рублей».

Напомним, что в конце августа Минфин опубликовал законопроект, предусматривающий индексацию ставок акцизов на спиртосодержащую продукцию в 2010-2012 гг. В соответствии с предложениями министерства, рост ставок на слабоалкогольную продукцию составит около 30%. С 1 января акцизы на пиво с содержанием спирта до 8,5% составят 9 рублей за литр, с 2011 — 10 рублей, с 2012 — 12 рублей. Сейчас ставка равна трем рублям. На крепкое пиво акцизы составят 14, 17 и 21 рубль соответственно. До кризиса «пивной рынок» показывал рост, и потребление напитка росло. Сейчас меры, с которыми выступают региональные власти, по мнению директора центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра» Вадима Дробиза, абсолютно правильны: «Если средний россиянин потребляет в год около 13-14 л в чистого алкоголя, то пиво в этой структуре занимает около 4 л, то есть порядка 30%. К тому же потребление пива у нас вышло на вполне хороший европейский уровень. 2007 год был лучшим, потребление достигло 80 л на душу населения, и значимость пива как алкогольного напитка, а оно юридически таковым не является, возросла».

В IV квартале прошлого года рынок пива потерял около 2%. В этом году, до принятия законодательных ограничений, пиво потеряет еще около 10%. Если же будут введены все санкции, которые сейчас разрабатываются по отношению к пиву, то рынок может упасть на треть, продолжает Дробиз: «Просто есть аналог. В Белоруссии пиво изъяли из киосков, не приравняв его даже к алкоголю, и потери в продажах составили около 20%. Запрет рекламы, включение пива в спектр алкогольных напитков, ограничение его продажи молодежи — на этом пивной рынок потеряет еще 30% по отношению к 2007 году. Для пивной отрасли это может стать серьезным падением».

Однако эксперты не спешат бить тревогу в отношении падения рынка пива. Возвращаясь к статистике советского времени, вино и пиво потребляли примерно в равных количествах — 20-22 л на душу населения. В 1995 году потребление пива осталось на прежнем уровне, а вина — упало в 7 раз. И сейчас Вадим Дробиз предлагает, в частности, заместить грядущую безработицу в пивной отрасли производством винограда и вина.

Антон Кравченко

20 октября 2009