Главная » Архив новостей »

Рынок PR-услуг преодолел дно

По итогам трех кварталов падение рынка маркетинговых услуг составило 30% по сравнению с прошлым годом. К такому выводу пришли аналитики Ассоциации Коммуникационных Агентств России. Эксперты оценили предварительный объем индустрии по итогам девяти месяцев в 54,5 млрд рублей. Кризис качественно поменял рынок РR-услуг и оставил наиболее крупные компании, считает управляющий партнер компании «Паблисити PR» Ян Ханов: «Рынок продолжает реструктурироваться. Российский PR подвержен сильному влиянию международных компаний. И, безусловно, достаточно сильно обострилась конкуренция, как в ценовом выражении, так и в качественном. Сужается количество агентств на рынке, которые вправе и в состоянии поставлять конкурентные и качественные PR-услуги».

Из всех сегментов индустрии маркетинговых услуг больше всего пострадал event-маркетинг — организация мероприятий, чей бюджет сократился на 70%. На 30-40% сократились затраты на материалы в точках продаж и прямой рассылки. А наиболее востребованными и стабильными остаются сегменты стимулирования продаж, trade-промоушн и интернет-маркетинг, чьи объемы остались на прежнем уровне или даже выросли. В Уфе рынок услуг PR начал развиваться в августе, считает маркетолог исследовательской компании «My-market» Мунир Минибаев: «Рынок PR-услуг оправился от шока начала года, когда бизнесы были дезориентированы и не знали, как им вести свои бизнес-процессы, им было не до работы с аудиторией. Сейчас, в принципе, люди уже приступили к инвестированию, запуску новых проектов, поэтому востребованность специалистов, в том числе по PR, выросла. С августа  увеличилось количество запросов на разработки продвижения товаров и услуг, причем не только федеральных запросов, но и от местных компаний».

Если говорить о прогнозах на IV квартал и на будущий год, то игроки отрасли настроены оптимистично. Управляющий партнер агентства «Action» Дмитрий Бодренко полагает, что по итогам года падение рынка составит 22-25%. Это, возможно, произойдет за счет хороших показателей IV квартала, в котором даже ожидается рост по сравнению с прошлым годом. Однако выйти на бюджеты докризисного уровня компаниям удастся не раньше сентября 2010, рассуждает генеральный продюсер телеканала «СТВ» Михаил Калинин: «Если говорить о будущем PR-индустрии, которое мы увидим с IV квартала, а, может быть, где-то с марта, то тут, в общем-то, все радужно, потому что при выходе из кризиса многим компаниям необходимо будет заявить о себе мощно и ярко в стиле «мы пережили этот кризис, мы молодцы, остались самые сильные, и это как раз мы». Таким образом, штат пиарщиков начнут набирать. Но консультационные конторы смогут получить свои бюджеты не ранее сентября следующего года».

Наиболее активными рекламодателями сегодня являются производители алкоголя, сигарет, продуктов питания и средств гигиены. Большинство экспертов считают, что кризис даже положительно сказался на BTL-индустрии: рынок стал более прозрачным и структурным, ушли агентства-однодневки. Отмечается и укрупнение агентского бизнеса, на рынке стало больше сделок по слияниям и поглощениям.

Антон Кравченко

8 октября 2009