Главная » Архив новостей »

В антимонопольную службу поступило колоссальное количество жалоб на СМС-спам

Штраф для нарушителей может достигать 500 000 рублей
Клиенты сотовых операторов республики подали колоссальное количество жалоб в региональную антимонопольную службу на рекламные смс-сообщения. Напомним, закон позволяет гражданину, который не подписывался на СМС-рассылку, подать жалобу в ФАС на распространителя рекламы без предварительного требования к оператору отписать его. Далее, если в ходе разбирательства компания не сможет предоставить доказательства согласия абонента, ее могут оштрафовать на сумму до полумиллиона рублей.

Глава Башкирского УФАС Зульфира Акбашева сообщила, что работа с такими обращениями занимает много времени и не всегда дает результат, поскольку согласие на рассылку мог дать предыдущий владелец номера, или сообщение пришло от компании, зарегистрированной за пределами республики: «Мы лежим под этими обращениями. При заключении договора на номер человек соглашается получать все СМС. Он, не глядя, подписывает, а потом номер переходит от одного к другому. А СМС-центры не знают об этом переходе. Это такой бестолковый труд, мы же видим только номер, а иногда и номера нет».

Если гражданин дал свое согласие на получение СМС-рассылок, но потом передумал, компания-распространитель обязана их прекратить по первому требованию. Даже для того, чтобы иметь законное право присылать коммерческие предложения, фирмы должны соблюдать несколько правил, их озвучивает PR-менеджер проекта cмс-не надо.ру Анна Лютенко: «Чтобы получить законное право на рассылку СМС, недостаточно иметь просто анкету. В ней должен быть набор обязательных полей, подтверждающих явное согласие абонента получать СМС-рассылки. Отсутствие таких полей означает, что компания не получила согласия человека. Поэтому при судебном разбирательстве анкеты, в которых не содержится явного согласия на получение рассылок, не будут считаться доказательством в пользу компании, и она может получить штраф за незаконную рассылку. Если организация получила в анкете номер, но не спросила согласия на рассылку, это не может быть основанием для отправки сообщений».

Часто сами клиенты оставляют номера телефонов при выдаче дисконтных карт, заполнении анкет или регистрации на сайтах. На данный момент это трактуется как согласие на получение информационных сообщений, чем  активно пользуются компании, рассказал PR-менеджер регионального отделения компании «Мегафон» Рустем Абдрахманов: «Существующая редакция закона «О связи» запрещает оператору препятствовать отправке СМС с одного абонентского номера на другой, но этот же закон не регламентирует действия операторов связи в отношении СМС, отправляемых с помощью так называемых СМС-центров, у которых нет физического номера, но есть символьный. Пользуясь таким правом, с середины апреля наша компания блокирует отправку сообщений от СМС-центров, не имеющих реального телефонного номера и не заключивших соответствующий договор. Это позволило значительно уменьшить количество рекламных сообщений в адрес абонентов компании».

Главный редактор агентства «Башинформ», а также модератор сообщества 102 в живом журнале, Шамиль Валеев создал блог на тему рекламного спама, который получил активный отклик интернет-аудитории: «В 2013 году эта проблема обострилась. Много представителей малого и среднего бизнеса эту услугу используют, грубо говоря, забивают каналы восприятия. Я, например, каждое сообщение рекламного характера воспринимаю как вторжение в мою частную жизнь. Я понимаю, что трудно с деньгами на рекламу, что в Уфе появились службы, которые предоставляют геотаргетированный спам, но, думаю, очень скоро будут судебные прецеденты или меры со стороны коммуникационных регуляторов».

Отказаться от рекламных СМС-сообщений можно по телефону, электронной почте или форме обратной связи на сайте. Для ускорения процесса отписки в запросе на отключение специалисты советуют указать данные последнего СМС и сослаться на закон «О рекламе».

Азалия Максютова

11 июля 2013