Главная » Архив новостей »

РАДИОИСТОРИЯ БИЗНЕС-ЖУРНАЛ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, УФА, ОКТЯБРЬ, № 19, 2008

РАДИОИСТОРИЯ

ОСЕНЬЮ 2007 ГОДА В УФЕ НАЧАЛА ВЕЩАНИЕ РАДИОСТАНЦИЯ «BUSINESS FM», КОТОРАЯ ПРЕДЛОЖИЛА НОВЫЙ ДЛЯ СТОЛИЦЫ ФОРМАТ КОММЕРЧЕСКОГО РАДИО — ДЕЛОВОЕ РАЗГОВОРНОЕ РАДИО. ОБ ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МЫ БЕСЕДУЕМ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ BUSINESS FM УФА СЕРГЕЕМ АНАЦКИМ. 

Первый постперестроечный год в истории России был ознаменован множеством событий. Все они способствовали развитию бизнеса на территории бывшего Союза. Впрочем, под бизнесом тогда понималась обыкновенная перепродажа. Поэтому, когда в столице Башкортостана в декабре 1991 года появилась первая коммерческая радиостанция «Шарк», в успех этого предприятия поверили единицы. Возглавил радиостанцию Сергей Анацкий. В то время у людей были только маленькие приемнички, которые не ловили ни FM−, ни УК−волны. Им было доступно разве что радио «Маяк», — вспоминает основоположник негосударственного радиовещания в республике. — Мы же вещали и на средних, и на длинных волнах, и даже в диапазоне коротких волн, которые распространяются по всему миру. Так получилось, что первую коммерческую радиостанцию Уфы слушала вся планета. Эфиры радио записывались на кассеты в самых отдаленных странах, редакция получала пачки благодарственных писем. Но это было чуть позже, на первых порах доверие слушателя было необходимо завоевать. Первыми приход радио «Шарк» оценили таксисты, которые постоянно переключались с волны на волну. А поскольку большая часть уфимцев активно пользовалась услугами перевозчиков, то весь город мгновенно узнал о радиостанции с хорошей музыкой.

— Не прошло и года, как вопреки предсказаниям скептиков, мы вышли на самоокупаемость, стали приносить неплохой доход нашим учредителям, доказав, что средства массовой информации тоже могут быть очень прибыльными, — говорит Сергей Анацкий. — После этого в республике начался настоящий всплеск СМИ — стали открываться газеты, журналы, только телевидение пришло с заметным отставанием. С несерьезными намерениями Сергей Анацкий отмечает, что формат радио «Шарк» был разработан самостоятельно, а позже перенесся и на «Первый канал», и на радио «Роксана». — Мы не готовили дикторов в том виде, в каком они присутствуют на государственных теле— и радиоканалах. У нас были диджеи, которые умели не только говорить, но и строить программу, управлять пультом, — вспоминает Сергей Анацкий. — Потом, с появлением новостных программ, мы стали распределять нагрузку между дикторами и звукорежиссерами. В один прекрасный момент радиостанция выразила желание вещать аж на пяти языках: русском, башкирском, татарском, английском и немецком. Штат редакции разросся до 90 человек — таким количеством сотрудников могла похвастаться не каждая федеральная радиостанция. Конечно, были определенные сложности при наборе ведущих−полиглотов. Ситуацию спасли дружеские отношения с Башкирским государственным университетом — нередко сразу после лекций в студию приезжали преподаватели факультета башкирской филологии и журналистики и вели передачи. Различия между работой радиостанций−одиночек и входящих в сеть весьма ощутимы. Это Сергей Владимирович понял на собственном опыте — в 95−ом году он возглавил работу «Европа Плюс — Уфа». — Мне, честно говоря, был не очень близок этот формат. «Европа Плюс» —«фоновое» радио, оно не требует вслушивания, внимания, — вспоминанет Сергей Анацкий. — Внести сюда что−то свое было практически невозможно — мы работали под диктовку. Хотя, конечно, нагрузка была меньше, чем на том же радио «Шарк». Кроме того, сетевые радиостанции зачастую входят в холдинги. Продвижение каналов в их составе — это уже отдельное направление рынка. Поскольку продавать одиночный продукт очень сложно, коммерсанты середины 90−х стали предлагать пакет, в который наряду с радиоканалами входили и газеты, и журналы. Бизнес изменился, стал приносить больше денег. Изменился и подход к клиенту: радиостанции пытаются больше заработать на клиенте. — Мне кажется, это немного неправильно, ведь покупатель в магазине не ставит цель потратить как можно больше денег, он хочет получить удовольствие от покупки за потраченные деньги, — говорит Сергей Анацкий. —Мне кажется, акцент все−таки нужно делать на качестве услуги. В 2008 году после пятилетнего перерыва Сергей Анацкий снова оказался в сети и возглавил радиостанцию Business FM в Уфе. Наряду с интересным контентом нового директора привлекла свобода действий, которую предоставляет федеральная редакция. — Нам не только не указывают, что делать, к нам прислушиваются. Так, идею нашей программы «Личное время» подхватила федеральная редакция, — объясняет директор радиостанции. — Конечно, при запуске Business FM в России был учтен европейский и американский опыт в сфере разговорного делового радио. Но в то же время постоянно делался акцент на российской специфике, поэтому продукт получился вполне адаптированным к нашей действительности и говорить о каких−то заимствованиях, на мой взгляд, немного некорректно. Наполнение эфира директор радиостанции считает максимально актуальным — несмотря на обилие деловых СМИ в республике, именно на радиорынке до появления «Business FM» их не было. Руководство радиостанции одним из преимуществ перед конкурентами считает качество аудитории, для которой и создает уникальный эфирный продукт: оперативные деловые новости, экспертный анализ важнейших событий, приглашаем в студию значимых персон политики и бизнеса. Однако мы ориентированы не только на владельцев бизнеса и топ−менеджеров, — поясняет Сергей Анацкий.

— Вы продаете свой труд — значит, участвуете в бизнес−процессах. Вы идете отдыхать в ресторан или клуб, кому−то платите за это — значит, имеете отношение к бизнесу. Студенты также являются нашей аудиторией, так как, во−первых, скоро они станут активными и самостоятельными участниками деловой жизни в Башкортостане, а во−вторых, одного высшего образования для ведения бизнеса недостаточно. Кроме слушателей, существует еще один потребитель радиоуслуг — рекламодатель. По словам партнеров, размещать рекламу на Buisness FM престижно, так как это радио «премиум класса». — Специфика наших рекламных блоков в том, что они короткие и не утомляют слушателя, они равномерно распределяются по сетке вещания и не перегружают эфир, кроме того, коммерческая информация подается оперативно и звучит в деловой стили− стике, — такой подход полностью устраивает заказчика, — уверяет директор станции. Чего добилась радиостанция за время своей работы в Уфе? — Во−первых, мы «воспитали» слушателя, подготовленного к формату делового радио. Раньше его просто не было, хотя потребность в радио нашего формата — разговорного делового радио — уже существовала. А во−вторых, стали прибыльными. Обычно радиокомпании достигают таких успехов примерно через три года работы. В дальнейшем, думаю, мы будем только расти — это касается как федеральной редакции, так и региональной.

МАРИЯ ЛЕОНТЬЕВА

1 февраля 2009