Главная » Архив новостей »

Торговые сети, несмотря на закон, продолжают требовать бонусы у местных производителей

В Уфе сегодня насчитывается 253 сети, включая продовольственную и непродовольственную группы. Наиболее крупные из них — федеральные, и попасть в них местным производителям по-прежнему сложно, несмотря на ужесточение законов.

Крупные игроки рынка под самыми разными предлогами отказывают местным производителям, и последние вынуждены реализовывать продукцию в менее удобных местах. Одной из причин остается требование федералов выплатить им бонусы. Но такие выплаты снижают выгоду от реализации и превращают предприятие в неприбыльное. Говорит начальник управления потребительского рынка администрации Уфы Ирина Рублева: «В законе предусмотрена только одна возможность включения в цену товара выплачиваемого поставщиком вознаграждения — за определенное количество поставленного товара. Если товар поставлен в большом объеме и если он продан за кратчайшие сроки, то поставщик товара имеет право выплатить бонусы или премию, как это говорится в законе, в размере не более 10% сети, которая произвела реализацию товара».

Эти 10% существуют только на бумаге — на деле же сети просят больше, говорят местные производители. Но бонусом, по словам руководителей предприятий, аппетиты сетей не ограничиваются. Они требуют дополнительные скидки. Причем все это оговаривается неофициально. Таким образом, создаются условия, при которых бизнес становится невыгодным. Продолжает председатель башкирского регионального отделения «Опоры России» Денис Мусин: «Вроде бы, на законодательном уровне отменены эти бонусы, должны провести корректировки по контрактам, но все-таки мы видим, что такие вещи присутствуют. Особенно это проявляется в сетях, которые не являются республиканскими. С нашими сетями ситуация попроще, мы работаем с Башкирской торговой ассоциацией. Например, такие вещи, как 100%-ный возврат продукции. Кто-то жалуется, что идет отсрочка платежа. Согласно закону, она должна быть, например, 20-30 дней, а задержки происходят на месяцы».

Денис Мусин рассказал также: в предпринимательском сообществе рассчитывали, что после принятия закона отношения между сетями и местными производителями будут оптимальными. Но предприниматели по-прежнему жалуются, что не могут войти в сети. Вот что рассказал о своей попытке директор фирмы «Агротех» Александр Андреев: «Первым делом они попросили опустить цену на сумму НДС. Второе — у меня спросили, какой бонус вы готовы оплатить для того, чтобы мы вошли в сеть. На этом мои переговоры с сетью закончились. Я не готов платить бонусы после того, как еще и на 10% нужно уменьшить стоимость своей продукции».

Возникают сложности и другого толка. Например, товар нельзя фасовать в Уфе, хотя на месте это сделают и лучше, и дешевле. Его надо привезти в другой регион, чтобы оттуда он, расфасованный, ехал обратно, теряя по пути качество и, естественно, снижая сроки реализации. Причем за эту услугу берется дополнительно 10% от стоимости товара, хотя себестоимость данной операции — 2-3%. Иногда у предпринимателей просят деньги за так называемые «информационные услуги», которые считаются обязательным условием совместной работы. Это различные рекламные листовки, плакаты, аудиоролики, звучащие в здании магазина.

Лилия Раянова

10 августа 2012