Главная » Архив новостей »

ФАС предлагает запретить дилерам сервисное обслуживание автомобилей

Практика совмещения функций продажи автомобилей и их сервисного обслуживания ограничивает конкуренцию, установила Федеральная антимонопольная служба России. У дистрибьюторов нет четких требований и правил по отбору контрагентов. Они создают дискриминационные условия определенным дилерам внутри одной сети при поставке новых автомобилей и запасных частей, а также ограничивают авторизованные дилерские и сервисные центры в выборе поставщиков оборудования и материалов, приводит данные руководитель практики юридической фирмы «Результат» Роман Чегодаев: «Основными моментами нарушения конкурентной политики в части реализации легковых автомобилей на территории России является тот факт, что дилеры, по сути, являются монополистами в этой области, и качество услуг, которые они оказывают, не соответствуют действительности. Очень хорошо, что антимонопольная служба обратила на это внимание. В свою очередь, те предложения, которые были выдвинуты при проведении совещания совместно с антимонопольной службой, дают надежду на то, что рынок в данной отрасли стабилизируется, и появится возможность выбора у конечных потребителей получать ту услугу, которая соответствует действительному качеству».

В республике сегодня ситуация мало чем отличается от общероссийской. Автодистрибьюторы запрещают авторизованным сервисным центрам ремонтировать автомобили конкурирующих марок, отказывают в заключение договора поставки оригинальных запасных частей и аксессуаров к автомобилям независимым сервисным центрам, а специальное оборудование для технического обслуживания и диагностики автомобилей поставляют только авторизованным техническим службам. Продолжает Роман Чегодаев: «Требования, которые выставляются официальными  дистрибьюторами в части продажи автомобилей и сервисного обслуживания, в первую очередь, связаны с поддержанием качества. Но на практике мы видим совершенно противоположное, и, следовательно, ограничение монополии на данном рынке позволит развиваться малым субъектам бизнеса, как в части продажи автомобиля, так и его сервисного обслуживания».

В настоящее время ФАС рассматривает вопрос о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении автодистрибьюторов и дилеров нескольких марок автомобилей. В Башкирии эта проблема также остается актуальной. У экспертов пока нет однозначного мнения по поводу инициативы ФАС. Комментирует руководитель отдела продаж компании «Автогазцентр» Марат Бикмурзин: «По сути, это верно. Здесь уже не будут диктоваться условия дистрибьютора в целом, ценовая политика, количество самих дилеров по тому же ТО, по продажам автомобилей. Со стороны ФАС это хорошо, но со стороны дилеров не совсем пока еще понятно. Кто еще появится на этом рынке, будет ли это та же квалифицированная сервисная сеть, которая станет обслуживать автомобили. Либо это будет все гаражного типа».

ФАС также подумала и о независимых дилерах. Для них предлагается обеспечить доступ к техническим регламентам, приобретению запасных частей, программного обеспечения и оборудования для технического обслуживания автомобилей конкретных марок.

Виктория Феофанова

5 марта 2012