Главная » Архив новостей »

Специалисты разных областей смогут получать сертификаты, подтверждающие уровень их квалификации в той или иной профессии

В Башкирии, наряду с другими регионами России, вводится национальная система добровольной сертификации специалистов. Если ранее была обязательная сертификация для работников некоторых сфер, таких, как медицина и строительство, то в долгосрочной перспективе планируется создать систему сертификации представителей практически всех профессий.

Добровольная сертификация в России, в том числе и в Башкирии, сегодня существует, но это либо сертификация узкоотраслевая, такая, например, как сертификация кадровых работников и специалистов в области бухгалтерского учета, либо сертификация внутри определенной компании. Но проблема состояла в том, что общепризнанных стандартов, опираясь на которые, независимые структуры выдавали бы определенные сертификаты, подтверждающие ту или иную степень квалификации специалиста, не было. Говорит президент торгово-промышленной палаты Башкирии Юрий Пустовгаров: «Новизна вопроса именно в том, что мы должны сделать небольшую и тихую революцию. Революцию в отношениях между работодателем, нанимаемым работником и системой, которая готовит этих работников, то есть системой профессионального образования. Понимая, что все необходимые элементы у нас в экономике присутствуют, — работодатель, работник, обучающая система, — мы говорим о том, что отсутствует одно звено, которое мы называем личная сертификация работника».

Основным отличием сертификата от документа об образовании является то, что дипломы по специальности  выдаются один раз и на всю жизнь, а сертификат по профессии остается актуальным лишь в течение 3-5 лет. Комментирует вице-президент торгово-промышленной палаты Башкирии Дмитрий Никин: «Аттестация персонала отличается от сертификации тем, что ее проводит само предприятие, сам работодатель аттестует своих сотрудников. При этом не предполагается, что по результатам аттестации сотрудник непременно получит какой-то документ. И тем более не предполагается, что этот документ будет признан другими работодателями. Сертификация же отличается тем, что она проводится независимой организацией. В результате сертификации соискатель при положительном решении получает сертификат, документ, и предполагается, что он будет признаваться предпринимательским сообществом на всей территории России».

О том, кто будет оценивать знания и навыки представителей различных профессий, рассказывает директор экспертного центра сертификации менеджеров и директоров Радик Арсланов: «Я сам проходил эту сертификацию, и первый вопрос, который возникает в этом случае у всех, — «А судьи кто?». Судьями являются эксперты, профессионалы в этой отрасли. То есть профессионалы оценивают профессионалов. Если, допустим, мы возьмем директора по логистике, кто его будет оценивать? Естественно, другие специалисты по логистике, которые имеют больший опыт работы, опыт работы на каких-то сложных крупных предприятиях. И менеджер, который будет проходить сертификацию, к такой оценке уже будет прислушиваться внимательно».

Профессиональные стандарты утверждены пока только в областях авиастроения, информационных технологий, монтаже каркасно-обшивных конструкций, в индустрии гостеприимства, питания и в управлении организациями. По последнему направлению со следующего года топ-менеджеры, директора и все, кто занимает руководящие должности, смогут получить соответствующий сертификат. Его стоимость — 45 000 рублей. В зависимости от рода деятельности цена за сертификат может варьироваться от 2 000 до 53 000 рублей. В Башкирии департамент, организующий выдачу сертификатов управленческому персоналу, будет образован в торгово-промышленной палате республики. Соглашение о сотрудничестве между ТПП РБ и Национальным центром сертификации управляющих уже подписано.

Галия Кабирова

18 ноября 2011