Главная » Архив новостей »

В Башкирии растет количество жалоб на коллекторские агентства

В следующем году Роспотребнадзор по Башкирии собирается провести проверки коллекторских агентств республики, поскольку количество жалоб со стороны потребителей на их действия растет.

В России, в том числе и в Башкирии, нет какого-то особого правового поля, в рамках которого могут действовать коллекторы, они не наделены никакими особыми полномочиями и действуют в рамках уголовного, административного и других кодексов так же, как и любое другое лицо. Говорит директор юридического агентства «РусКонсалт» Руслан Ахмеров: «По большому счету, коллекторской деятельности как таковой в России нет. Потому что законом не предусмотрены какие-то особые механизмы их работы. Они не могут ничего. Они могут только звонить и общаться, причем вежливо должны общаться».

Однако не все коллекторские агентства ограничиваются вежливыми просьбами и частыми звонками, отмечает начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по республике Анвар Минибаев: «Суть жалоб, которые к нам поступают, сводится к тому, что ряд коллекторских агентств, работающих от имени банков, требуют вернуть долг заемщикам. В результате получается, что идет давление, фактически граничащее уже с уголовным правом».

Коллекторские агентства могут выкупать долги не только у физических лиц, но и у банков. Последние, как правило, продают целый портфель задолженности заемщиков, в среднем, за 10-30% от общей стоимости портфеля. Часть из представленных долгов заведомо безнадежные, утверждают представители коллекторских агентств, а вот некоторые из них вполне можно вернуть. Выгодно ли банкам продавать долги меньше, чем за половину их реальной стоимости? Комментирует генеральный директор коллекторского агентства «Интер-сервис» Станислав Маркеев: «Банкам это выгодно, они избавляются от портфеля просроченной задолженности, просто с баланса ее списывают, освобождают резервы, которые созданы под эту задолженность, потому что эта задолженность безнадежная, под нее создается резерв в размере 100% этого долга. Соответственно, когда они ее продают с баланса, резерв восстанавливается на эту сумму. То есть, для банка это в плане очистки баланса выгодно».

Коллекторы могут работать с должниками по двум схемам: по агентской, когда коллектор помогает взыскивать задолженности за вознаграждение в виде определенного процента от суммы, и цессионной, когда агентство выкупает у клиента весь долг. Во втором случае коллектор становится новым кредитором с правом требования от должника всего долга. О том, каким образом коллекторские агентства взыскивают долги, продолжает Станислав Маркеев: «Постоянные звонки клиентам, рассылка писем, уведомлений, общение с работодателями, с членами семьи — именно психологическое давление. Те рамки законодательства, которые у нас установлены, коллекторами соблюдаются. И звонки совершаются в рабочее время, никто в личную жизнь не вторгается. Но в любом случае, даже когда человек находится на работе, ему постоянно звонят, напоминают о том, что он должен погасить свою задолженность. Ему создаются некие неудобства, и он, скорее всего, предпочтет расплатиться с долгами вместо того, чтобы чувствовать себя неуютно».

Но, даже если на коллекторское агентство заведут уголовное дело в связи с тем, что оно превысило свои полномочия, долг гражданина все равно останется за ним. Если же возникла тяжелая жизненная ситуация и возможности вернуть долг, действительно, нет, то пускаться в крайности из-за давления со стороны коллекторов не стоит, заявляют юристы. Поскольку факт невозврата денег по каким-то условиям, не связанным с уголовным преступлением, не является основанием для уголовного преследования.

Галия Кабирова

2 ноября 2011