Главная » Архив новостей »

С помощью новой реформы федеральные власти намерены стимулировать модернизацию заводов нефтяных компаний

С 1 октября 2011 года, после двухлетнего обсуждения, вступила в силу новая реформа налогообложения нефтяной отрасли — так называемая система 60.66. Согласно ей, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты изменились.

До 1 октября этого года действовала экспортная пошлина на нефть в размере 65% от общей стоимости продукта, сегодня эта цифра снизилась до 60%. Экспортные пошлины на нефтепродукты унифицировались и составляют теперь 66%. Таким образом государство намерено стимулировать модернизацию заводов нефтяных компаний, чтобы они производили в большей степени не мазут, а конечный продукт. А с 2015 года экспортная пошлина на мазут будет соответствовать 100% пошлины на нефть, то есть это станет фактически запретительной мерой для производства и экспорта данного нефтепродукта. О том, как отразились текущие изменения на экономике нефтяных компаний, говорит аналитик по нефти и газу Мария Егикян: «Те компании, которые вертикально интегрированы, у которых доля производства нефтедобычи составляет большую часть бизнеса, остались в плюсе за счет того, что экспортная пошлина на нефть снизилась, а они, в основном, экспортируют нефть. Для компаний, которые делают акцент на переработку, это плохая мера, и они, к примеру, «Башнефть», будут очень сильно страдать».

Свое отношение к новой системе налогообложения нефтяной отрасли выразил президент компании «Башнефть» Александр Корсик: «Как президент «Башнефти», я отношусь к реформе налогообложения негативно, поскольку это снижает выручку. Как гражданин России, я отношусь позитивно, потому что суммарная выручка страны в этом случае возрастает. За счет того, что пошлины на нефтепродукты были занижены по сравнению с пошлинами на нефть, было выгодно производить плохие и дешевые нефтепродукты и экспортировать их. В результате страна недосчитывала свою выручку. К сожалению, мы оказались пострадавшей стороной, поскольку у нас доминирующая нефтепереработка».

По предварительным данным, руководство России компенсирует убытки тем нефтяным компаниям, которые пострадали от введения новой реформы. Между тем, «Башнефть» намерена в течение пяти лет инвестировать в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов компании примерно 1 млрд долларов и, как максимум, к 2016 году соответствовать стандарту Евро-5. О том, отразятся ли текущие изменения на внутренних ценах на топливо, продолжает Александр Корсик: «Я не думаю, что текущие изменения в налоговой системе должны отразиться на внутренних ценах на светлые нефтепродукты, поскольку цены на нефтепродукты формируются не как функция себестоимости, а как функция спроса. Если население готово платить определенные деньги за определенные нефтепродукты, то это и есть цена».

Поскольку российское правительство намерено фактически вынудить нефтяные компании экспортировать большей частью конечный продукт, а не мазут, то ключевой вопрос состоит в том, насколько эффективен будет экспорт для российских компаний, ведь покупать светлые нефтепродукты Европа станет только по той цене, которая определится рынком. К тому же, в результате импорта конечного продукта, а не мазута, загруженность европейских нефтеперерабатывающих заводов, которая и сейчас составляет не более 85%, станет еще ниже.

В результате сложившейся ситуации прогнозы аналитиков относительно многих аспектов развития российской нефтяной отрасли расходятся, некоторые местные эксперты, как, впрочем, и участники рынка, в силу некомпетентности или иных причин, отказались от комментариев.

Галия Кабирова

1 ноября 2011