Главная » Архив новостей »

Предприниматели Уфы считают бизнес по франшизе рискованным

В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения. Поэтому среди уфимских бизнесменов не утихают споры вокруг покупок франшизы. Действительно ли это выгодный вариант начала собственного бизнеса и что нужно знать новичку перед принятием подобного решения?

Право торговать или оказывать услуги под своей торговой маркой передают уже не только зарубежные компании, но и российские предприятия. Франчайзинг стал использоваться в деловых кругах республики всего 10 лет назад, однако уже успел дать жизнь многим успешным фирмам. Популярность этого подхода объясняется простотой применения и снижением рисков. О том, как обстоят дела в ведении бизнеса по франшизе, говорит директор Союза предпринимателей Уфы Лариса Землянова: «Франчайзинг в нашем регионе, безусловно, присутствует и достаточно заметен, хотя, видимо, никто не ведет статистики о том, насколько он развит и какую долю занимают компании, работающие по франчайзингу.  Если судить по количеству открытых компаний, субъектов малого и среднего бизнеса, то, думаю, больше тех, кто работает самостоятельно. Если же по объему смотреть, то очень сложно сказать».

Многие компании, продающие франшизу, жестко диктуют свои правила. Франчайзеры должны оборудовать помещение, проводить рекламные кампании и устанавливать цены, продиктованные владельцем торговой марки. С учетом того, что у каждого региона есть свои особенности, такой подход не всегда выгоден для бизнеса. К тому же покупка франшизы может принести предпринимателю дополнительные расходы. Комментирует владелица франшизы велнесс-центра «Slimclub» в Уфе Тамара Чебаева: «Есть такие франшизы, когда вы платите первый взнос 250-350 тысяч рублей. А потом идет ежемесячный взнос, независимо от того, есть у вас прибыль или нет. Вы будете платить какую-то фиксированную сумму. Кто-то берет, например, по площади. Грубо говоря, в месяц 25 000 рублей вы отчисляете, за год — это уже 300 000 рублей. Вот и считайте, выгодно это или нет».

В Уфе были зафиксированы случаи, когда франчайзеры не выполняли условия ведения рекламной кампании, и франшиза отзывалась. Также имеет место приостановка готового бизнеса из-за непродления контракта. Сейчас в России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения, поэтому  существуют определенные риски. К примеру, франчайзер меняет название своей компании, и тогда договор расторгается автоматически, если данный пункт не был прописан в соглашении. Также в договоре должно быть оговорено, что представляет собой передаваемый коммерческий опыт. Очень часто встречаются случаи, когда  франчайзи передавали его третьим лицам, и доказать этот факт в суде было практически невозможно, отмечает генеральный директор ЗАО «ПРОТЕКТ. Правовые технологии» Игорь Кадетов: «Я считаю, что вообще коммерческая концессия как таковая, правовая норма франчайзинга не столь хорошо доработана. На сегодняшний момент рисков я вижу достаточно много. Тот риск, о котором мы говорим, связанный с изменением торговой марки франчайзера, — не самый ключевой. Риск в том, что компания, которая продает франшизу и работает по франшизе, зачастую очень жестко привязывает лицо, приобретшее франшизу, к своим правилам».

Сейчас наиболее популярными видами готового бизнеса являются туристические фирмы, call-центры, фитнес-клубы, магазины одежды и рестораны быстрого питания. Однако статистики по этому рынку в Уфе не существует.

Лейсан Сулейманова

29 сентября 2011