Главная » Архив новостей »

Как отразится сокращение количества авиаперевозчиков на уфимском авиарынке?

Авиакатастрофа в Ярославле подтолкнула правительство пойти на крайние меры — оставить на авиарынке только крупных перевозчиков и взять курс на закупку зарубежных авиасудов. В связи с этим авиакомпания «ЮТэйр» уже заявила, что намерена сменить отечественные Ту-134 на франко-итальянские ATR и канадские CRJ. Остановить эксплуатацию Ту-134 «ЮТэйр» намерена уже с 1 января 2012 года.

Авиакатастрофы с участием отечественной техники привели к отказу властей от либерализации в области авиаперевозок и планам резко сократить рынок. Мелкие перевозчики не получат допуски на выполнение большинства чартерных рейсов и будут вытеснены с региональных маршрутов за счет субсидий крупным компаниям, которые уже сейчас выполняют львиную долю авиарейсов. По словам экспертов, на Уфе это отразится слабо. Говорит региональный директор авиакомпании «ЮТэйр» Дмитрий Торопов: «Авиационный рынок уже эту ситуацию отрегулировал, сегодня более 90% перевозок выполняют около 10 авиакомпаний. Я подчеркиваю: именно на регулярные перевозки так называемые мелкие авиакомпании не влияют. Как раз они принимали участие в заказных и чартерных рейсах. Если такое произойдет, в первое время, я думаю, дефицита воздушных судов будет. Он восполнится другими перевозчиками».

Известно, что Дмитрий Медведев потребовал прекратить деятельность авиаперевозчиков, не способных обеспечить безопасность полетов. Фактически речь идет о сокращении авиакомпаний до 5-7 единиц. Соответствующие документы должны быть готовы к 20 ноября. Но такие радикальные меры могут привести к непредсказуемым последствиям. Говорит Тагир Мухаметшин, ведущий специалист по связям с общественностью Международного аэропорта «Уфа»: «Они как-то уже вписались в рыночную деятельность, выполняют объемы работ. И, если сегодня просто так, в спешном порядке, за месяц их закрыть, вряд ли рынок сможет быстро среагировать. То есть, другие авиакомпании вряд ли займут их места. Как бы ни было, существует регулярное расписание, где эти самолеты уже поставлены и запущены в оборот на долгое время».

Мелкие авиакомпании с парком из 3-5 самолетов до сих пор выполняли основную долю региональных рейсов. Крупным перевозчикам это просто невыгодно. Теперь же компании, в чьем парке есть старая отечественная техника, такая, как Як-40, Як-42, Ту-134, Ан-24 и Ан-26, скорее всего, получат отказ в чартерных рейсах. Хотя мнения экспертов в этой области расходятся. Некоторые считают, что виновата не отечественная техника, а недостаточно профессиональные кадры. Говорит летчик первого класса Вильмир Газиев: «Вот пригнали самолеты, а мы же не знаем, где и как они летали. Может, документы вытравлены уже давно. Покупать импортные самолеты — и мы будем в безопасности? Импортные машины тоже бьются. Ведь надо еще уметь экспортировать воздушные суда».

Тем авиакомпаниям, которым все же удастся продержаться этой осенью, придется пройти очередное испытание. С 1 января 2012 года в силу вступят ограничения на эксплуатацию отечественных самолетов, не оборудованных системой, предупреждающей опасное сближение. Оборудовать старые самолеты этой техникой нецелесообразно, признались башкирские перевозчики. Поэтому к началу следующего года из эксплуатации выйдут более 200 самолетов по всей России.

Виктория Феофанова

13 сентября 2011