Главная » Архив новостей »

Жители Башкирии не умеют эффективно планировать и использовать личный бюджет

Как правильно выстраивать взаимоотношения между участниками рынка финансовых услуг: тема финансовой грамотности в очередной раз стала предметом разговора среди представителей республиканских ведомств, банковского сектора, коммерческих структур. Круглый стол по вопросу организовал «Союз потребителей финансовых услуг» совместно с Национальным банком республики.

На форуме прозвучала довольно-таки удручающая статистика по сегодняшнему уровню финансовых знаний жителей Уфы и способности ориентироваться на потребительском финансовом рынке. Согласно данным соцопроса, который провел уфимский филиал российского государственного социального университета, 59% уфимцев оценивают свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, рассказывает председатель «Союза потребителей финансовых услуг» Елена Ситдикова: «В опросе участвовали 500 респондентов: по 25% бизнесменов, студентов, бюджетников и пенсионеров. Только 41% жителей Уфы осуществляют учет личных финансов, свыше половины домохозяйств живут от зарплаты до зарплаты. У 60% деньги заканчиваются еще до получения зарплаты. 36% не откладывают средства из месячного дохода на будущее. У жителей Уфы короткий горизонт финансового планирования. 61% населения планирует на месяц, и лишь 9% планируют более чем на год. Только 9,5% населения имеют стратегию накопления на обеспечение старости, 4% об этом не задумываются — цифра очень большая».

Сегодня налицо серьёзный дисбаланс между поставщиками и потребителями финансовых услуг, сошлись во мнении участники круглого стола. Большинство граждан слабо разбираются в инструментах и механизмах финансового рынка, плохо понимают функции отдельных финансовых продуктов и практически не имеют представления о том, как их использовать в семейном бюджете. Потребители понятия не имеют о своих законных правах и интересах, о возможных нарушениях и способах защиты и по-прежнему мало доверяют частным финансовым организациям, особенно коммерческим банками и страховым компаниям.

Решение проблемы представители финансового сектора видят в разработке Программы повышения грамотности республики до 2015 года, что позволит региону войти в общероссийский проект. Союз предлагает создать центры финансовой грамотности, готовить региональных экспертов, методистов. А лакмусовой бумажкой для определения уровня грамотности в финансовой сфере станет поэтапная система оценки и мониторинга эффективности тех или иных программ.

Олеся Тихонова

30 мая 2011